Выставка «Запретный плод» в Майами: Интервью с онлайн участницами

На ноябрь 2021 года в Майами запланирована выставка с символичным названием «Запретный плод». Участвовать в ней будут женщины-художницы со всего мира. Событие станет частью масштабного международного проекта «Lady of the World», и откроется на одной из самых интересных площадок города. Автором концепции стала Дарья Русакова (IG @daria.international) — международный куратор, основатель ART GUEST AGENCY (IG @artguest.gallery), обладательница титула Ms. Florida US Nation 2020, лучший куратор по мнению Miami River Art Fair в рамках Art Basel Week 2019.

Концепция выставки «Запретный плод» раскрывает роль женщины в мировом культурном наследии и в повседневной жизни. Большую часть времени Женщина-Творец оставалась в тени. И только совсем недавно, когда женское творчество смогло вырваться на поверхность, мир был поражен его энергией и силой. Помимо того, что она инстинктивно преображает мир вокруг себя, женщина также носит жизнь внутри себя, давая новое рождение. Женское творчество эмоционально и многогранно, поэтому организаторы проекта предлагают рассмотреть проблему человека и прогресса под женским углом. И именно под таким углом разобраться в конфликте между традиционными методами создания произведений искусства и новейшими технологиями.

Проект «Запретный плод» объединит женщин-художниц из США, Латинской Америки, Европы и России, представив их работы в онлайн и оффлайн форматах. Мы взяли интервью у нескольких российских онлайн-участниц проекта. О том, почему важно участвовать в выставках за рубежом, о творческой эмансипации и «запретном плоде» в искусстве, рассказали талантливые и обаятельные художницы — Мария Бак (IG @mari.bak), Анастасия Кашуба (@kashuba), Валерия Сальникова (@valeriya_lunaire) и Анисия Вишневская (@anisiavishnevskaya).

Выставка «Запретный плод». Куратор — Дарья Русакова

1. Вы являетесь онлайн-участницами выставки «Запретный плод» в Майами. Расскажите, пожалуйста: как вам удалось войти в проект от России?

Мария Бак: В проект я попала благодаря знакомству с замечательной Дашей Русаковой. Она рассказала о предстоящих планах и масштабах, что сразу меня заинтересовало, как новый шаг на творческом пути.

Валерия Сальникова: Слава инстаграму, подписчикам и арт-профилям! В аккаунте @artguest.gallery я увидела пост об этой выставке, и сразу заинтересовалась. Потом обнаружила, что знакомые художницы тоже участвуют, и тогда точно решила не терять времени и подать заявку. Но работа большая, и отправлять её в Майами было бы сложно, поэтому решила выбрать формат участия попроще, а именно онлайн.

Анисия Вишневская: Я счастлива, что буду участвовать в выставке «Запретный плод», тема которой напрямую связана с моим творчеством. Я участвовала во многих проектах в России и Европе, но этот особенно мне близок.

Я получила приглашение пройти отбор на выставку по электронной почте. Прочитав концепцию, основанную на мифологии и истории, я незамедлительно отправила свои работы на рассмотрение, и очень рада, что смогла попасть в число участников.

2. О чем выставка «Запретный плод»? Как бы вы охарактеризовали ее концепцию?

Анастасия Кашуба: Она о женщинах. О женщинах в искусстве, о женщинах в жизни, в истории, в самой сути мироздания. Ничего бы не было, если бы не было женщин.

Валерия Сальникова: Эта выставка — о современной интерпретации сказаний об Адаме, Еве и запретном плоде. Она проводит параллель с ролью женщин-художниц в современной арт-среде, которые вкусили плод красок и цвета, и осмелились заявить о себе. И женщин-новаторов из далекого прошлого, которые нарушили запреты. Вообще не так давно женщины решились вступить на эту мужскую стезю, и сейчас мы уже спокойно слышим женские имена на ярмарках, биеннале и выставках.

Мария Бак: О женщинах. Концепция показать обществу значимость женского искусства, на мой взгляд, очень важна. Роль женщины всегда была многогранной, и вносила огромный вклад в историю. Однако собрать в одном месте произведения искусства женщин со всего света — великолепная идея. Мы все разные, слышим, видим и чувствуем по-разному, однако это не мешает нам оставаться женственными и прекрасными творцами.

Анисия Вишневская: Выставка «Запретный плод» — это международный проект, который затрагивает тему мифологии в современном мире. Куратор выставки, Дарья Русакова, очень многогранно и интересно раскрыла концепцию образа современной независимой женщины как «творца». Проект объединяет художниц из разных стран, и будет очень интересно посмотреть разнообразие стилей и направлений современного женского творчества на одной площадке.

Наша роль в искусстве становится все более значимой, несмотря на то, что даже сегодня существует некая укоренившееся в обществе мужская предвзятость… А мы продолжаем уверенно завоевывать арт-рынок!

3. В каком направлении Искусства вы работаете? Как бы вы смогли охарактеризовать своё творчество?

Мария Бак: Мое искусство — это экзистенциальное погружение в те дебри нашего сознания, где не всегда справляется даже психолог. Конечно же я пишу и яркие картины, живые и радостные, но интересней передавать именно те чувства и эмоции, что обычно люди не демонстрируют. Мои работы скорее как лабиринт в сознании. Коридор с множеством дверей. За каждой из них вы найдёте частичку меня. Жизнь многогранна и необычна: есть то взлеты, то падения, а искусство, как я считаю, свободно от оков социума, в котором мы живем. И где, как не в творчестве, их разрывать и дышать полной грудью?

Анастасия Кашуба: Если честно, я еще не придумала слово для своего искусства, но это точно что-то про метафоры, которые скрываются под образами привычных вещей. Хочу назвать это «Кашубизмом».

Валерия Сальникова: Я свой стиль шуточно называю «Пикасизмом»: мне близка манера всех этапов творчества Пабло Пикассо. Основной мой материал — это масло, но я частенько люблю побаловаться с фэшн зарисовками на крафте различными видами маркеров и карандашей. Пишу преимущественно портреты, выделяя и утрируя основные яркие черты лица и тела.

Анисия Вишневская: А я в основном работаю в направлении наивной живописи. Могу смело сказать, что наив пришёл из моего детства и составил основу моему стилю. Свою первую картину, которая победила в конкурсе «Этот удивительный Крым», я написала в 7 лет. Так начался мой временами сложный, часто полный непонимания со стороны общества, путь женщины-художника.

Сегодня я охарактеризовала бы свое творчество как «экспериментальный наив». Я играю с цветом, техникой, использую разные новые материалы, стремясь расширить горизонт, сделать что-то новое и интересное.

4. Был ли у вас опыт выставок за рубежом? Расскажите о нем.

Валерия Сальникова: Да, я до карантина участвовала в выставках в Париже и в Оксфорде, в Town Hall. Два раза успешно принимала участие в арт-ярмарке в Лувре, кстати сказать, с очень удачными продажами. В 2013 году, во время Парижской Недели Искусств, выставлялась в Доме Пьера Кардена. Самого маэстро, к сожалению, не встретила, но кураторы мне передали, что он отметил мои портреты. 
Ещё была 3d фэшн-выставка в галерее Haze в Берлине, это был интересный опыт похода по виртуальной галерее.
Очень хочется возобновить поездки с картинами: от этого получаешь невероятный заряд энергии, особенно, когда понимаешь, что твои работы висят не так далеко, скажем, от «Джаконды».

Анисия Вишневская: Да, я много участвовала в разных выставках и ярмарках в России, Азии, Европе и США. Перечислю несколько самых интересных.

Моя первая персональная выставка в Германии была в 2003 году. Я представила 23 картины на тему «Библия — Ветхий и Новый Завет» в стиле Наив.

Также у меня есть незабываемый опыт участия в арт-ярмарках во Франции и Италии. Там очень много зрителей, полезное общение с коллегами, обмен опытом. Каждая выставка оставляет незабываемые впечатления, вдохновляет, расширяет кругозор.

Анастасия Кашуба: В 2017 году я принимала участие в выставке в галерее Метанойя в Париже. Выставка проходила под темой «Зодиак», там были представлены 3 моих работы из серии «День, когда ты родился». Это был интересный опыт работы с зарубежными галеристами и зрителями, которые, безусловно, отличаются от российских — и в плане культурного контекста, и в плане восприятия и принятия современного искусства.

После выставки произошла забавная история, из-за которой я лишилась этих картин, но я отношусь к этому философски. В Париже жил мой знакомый, и я попросила его подержать у себя мои работы после выставки, пока они не найдут своего покупателя. У нас произошел глупый конфликт из-за шнурков от обуви, и он перестал со мной общаться. Собственно, мои просьбы о том, чтобы вернуть мне картины или передать их покупателю, он тоже игнорировал. Так он стал незаконным обладателем потенциальных будущих шедевров. Надеюсь, его внуки смогут оценить мое искусство по достоинству, или хотя бы выгодно продать мои картины.

5. Почему для вас важно принять участие в выставке в Майами?

Мария Бак: Для меня это огромный шаг вперёд. Я начала выводить свое искусство в массы год назад — до этого выставки всегда казались чем-то невозможным. Но, может, мир изменился после пандемии, или я стала смелее, — и вот, я уже принимаю участие в выставке в Майями!

Валерия Сальникова: Мне всегда хотелось принять участие в выставке в Майами, но я совершенно не понимала, как туда попасть. Спасибо, ART GUEST AGENCY! Мне кажется, это какой-то новый уровень, даже если и он-лайн.

Анастасия Кашуба: Для меня в целом очень важно поделиться со зрителями своими размышлениями и тем опытом, который я прожила и трансформировала в произведения искусства. Также мне очень интересно посмотреть на американский арт-рынок, и получить уникальный опыт от иностранных коллег, который я смогу в будущем использовать для развития своего творчества.

6. Кто ваши любимые художники? На кого вы ориентируетесь, когда создаёте произведения искусства?

Анисия Вишневская: Я выросла в окружении красочных монографий великих художников. Ещё ребёнком мне очень нравилось разглядывать репродукции Джотто, Дюррера, сюрреализм Дали, и, конечно, не могу не выделить Пикассо и Кандинского.

Валерия Сальникова: Пабло Пикассо, а из современных — Джордж Кондо, фэшн-художница Блэр Брантейнштайн, наш соотечественник Евгений Храменков, Мария Янковская.

Мария Бак: Сложно сказать, кто у меня любимый художник. Придерживаюсь правила «не сотвори себе кумира». Однако я всегда восхищалась живописью великих мастеров. Один из таких художников — Ван Гог. Мне нравятся его цвета и ритм, техника письма и мазок. Особенно меня восхищают те его работы, что были созданы в самые сложные моменты его жизни. В них чувствуется жизнь: и радость, и боль, и грусть, и меланхолия. Есть в его работах какая-то невидимая магия притяжения.

Анастасия Кашуба: У меня очень большой пул художников, чье творчество я ценю и принимаю для себя. Мне сложно выделить каких-то конкретных. Если говорить о мастерах прошлого, то меня очень вдохновляют символисты. В детстве я увидела картину Альфреда Осбера «Видение» в галерее Орсе, и меня настолько поразила и визуальная глубина, и тонкость сюжета, что я иногда до сих пор прибегаю к этому воспоминанию для того, чтобы почувствовать искреннее вдохновение. Так же, конечно, для меня очень ценны работы современных художников, чье творчество чаще всего можно встретить в Инстаграме, потому что именно благодаря этой соцсети возможно пережить погружение в опыт человека, создавшего произведение искусства. Не только посмотреть на картину и прочитать описание, составленное кураторами, но также напрямую столкнуться с личностью художника. Парасоциальные отношения здорово работают для искусства, как мне кажется.

Когда я создаю произведения, я ориентируюсь на мой внутренний голос и на мою насмотренность. А еще иногда у меня внутри будто бы просыпается голос моей бывшей преподавательницы по живописи, который говорит мне, как нужно сделать, чтобы было хорошо. Я выслушиваю его и делаю все наоборот.

7. Что для вас «Запретный плод»?

Мария Бак: Для меня это скорее символично. Лет 10 я думала, что выставляться и быть свободно пишущим художником — для меня запретный плод. Но я его надкусила, как и Ева. Эта выставка — первое масштабное мероприятие для меня за границей, и, конечно же, волнительное. Я в предвкушении: что же будет там дальше, когда я выйду из райского сада?

Анисия Вишневская: «Запретный плод сладок». Это что-то «желанное», «привлекательное», но в то же время — «недозволенное», «недоступное», «запрещённое». Для меня запретный плод — это все сокровенное, что скрыто в моём подсознании, и о чем я не решаюсь высказаться на холсте.

Анастасия Кашуба: Для меня запретный плод — это провести все выходные в кровати с сериалами. Недоступное удовольствие, которое я сама себе запрещаю из-за постоянного стремления к самосовершенствованию и FoMO.

8. Какова роль женщины в истории Искусства? Чем примечательно женское творчество? Чем оно отличается от мужского?

Мария Бак: Если мы окунёмся в историю, то доподлинно убедимся в том, что многие века женское искусство было незначимым. Точнее, его вовсе не существовало. Женщина была музой, моделью, воплощением красоты, но никогда не была творцом. И только относительно недавно она перешагнула эту ступень и гордо сказала, что тоже может быть творцом. Это не простой путь, — он сложный, с препятствиями. Но мы гордо идём по нему вперёд.

Валерия Сальникова: Сейчас женские имена неустанно штурмуют все актуальные фестивали и ярмарки искусств, и мне кажется, это норма. Женское творчество отличается иной передачей тела на холсте.

Анисия Вишневская: Последние несколько лет в мире искусства происходит революция: женщины все громче заявляют о себе и своих правах, завоевывая лидирующие позиции на арт-рынке, пробуждая всеобщий интерес к женщине- художнику, как к независимой, прогрессивной личности.

Однако так было не всегда. Более 500 лет женщинам приходилось бороться против культурного предубеждения, что они, в отличие от мужчин, не способны к великим творениям. Женщина должна была оправдать ожидания общества, а это означает — быть матерью и воспитывать детей, то есть заниматься прежде всего семьёй. Сейчас много женщин успешно совмещают карьеру и семью, и это уже воспринимается как норма.

И все же, читая историю искусства, нельзя не обратить внимание на то, что мужчин художников, получивших всемирное признание, гораздо больше, чем женщин.

На мой взгляд, сложно ответить на вопрос, чем именно отличается женское искусство от мужского. В последнее время не существует строгих рамок: вот это дело чисто мужское, а это женское. Гендерные границы постепенно стираются… Разница есть только в хорошей и плохой живописи… половых отличий теперь нет. В силу времени и обстоятельств, масса мужчин пишет рафинированно и слащаво, а многие женщины — брутально и мощно.

Анастасия Кашуба: А я бы не хотела делить искусство гендерно. Просто раньше у женщин было меньше возможностей из-за социальных и политических аспектов. Но сейчас все выровнялось: мне кажется, что все люди в принципе равны, и все переживают какой-то уникальный опыт, который не зависит от пола человека. Скорее, это что-то либо общечеловеческое, либо персональное.

9. О чем будут ваши работы в рамках выставки «Запретный плод»? Расскажите о них.

Мария Бак: Мои работы о человеке — они рассказывают о сложности экзистенциального восприятия мира. Люди с детства окружены социумом, правилами, законами и нормами поведения. Они находятся в постоянном движении, ритме, гонке, однако зачастую остаются одиноки. Свои настоящие чувства и переживания скрываются, либо обсуждаются, но только на кушетке у психотерапевта.

Кто-то носит свою пустоту с собой, а кто-то избегает, считая ее страшной и не выносимой. Другой капитулирует перед пустотой, впадает в депрессию. Иные компенсируют это чувство в хаотичном «самозаполнении» своей пустоты случайными объектами: работа, прогулки, вредные привычки, случайные компании и отношения. Компенсация опустошения заставляет человека не быть там, тем и с теми, с кем хочется.

Любой свободен увидеть в картине то, чего он не находит в жизни. Работы рассчитаны на открытую демонстрацию «запретного плода» — тех сокрытых переживаний, что мы проносим в себе сквозь социальную жизнь. Моя цель — выразить свободу высказывания, свободу чувств, свободу быть собой и не стыдиться этого.

Валерия Сальникова: Я участвую с одной большой работой на негрунтованном холсте, чтобы подчеркнуть девственность и красоту девушек, чтобы показать всю нашу чистоту и открытость этому миру. На большом вертикальном холсте изображены, возможно, две девушки, а может быть и нет… Они разделены пополам, и их можно склеить, как единое целое. Моё творчество в данный момент направлено на единение рас, на отсутствие границ между разными цветами кожи, полами и вероисповеданием. 
Я за искренность, — в первую очередь, перед собой.

Анисия Вишневская: В рамках проекта «Запретный плод» я представила три картины в стиле Наив: «Рай» , «Мистический сад» и «Подружки».

«Рай» — древо познания добра и зла. Всё ещё хорошо в Раю. На картине царит гармония и мир. Но змей уже рядом, и мысли о запретном плоде все сильнее.

«Мистический сад»- декоративная композиция, в которой я изобразила райский сад, полный соблазнов и скрытых символов. Девушка на картине находится словно во сне, между двух миров, ощущая полную свободу, рамки которой нам часто ограничивают в реальном мире.

«Подружки»- картина, посвященная независимой, современной женщине. Декоративная композиция рассказывает зрителю простой, но не лишённый смысла сюжет райского места, в которое мы все стремимся, но о котором порой приходится только мечтать.

Анастасия Кашуба: Одна моя работа принадлежит к серии картин «День, когда ты родился». Это картина с тремя кругами с женщинами внутри них. Она представляет собой размышление на тему рождения, первородного греха, неизбежности и бесконтрольности своего появления на свет. Ведь мы и правда можем изменить все, что угодно, кроме своего рождения. На все можем повлиять. Но только не на это. Это всегда будет с нами как данность.

Вторая работа, которую я представляю на выставке — картина с женщиной, отражающейся в зеркале. Она достаточно многогранна, и я бы сказала, даже открывает человеку его истинное отношение к себе. Одним людям может показаться, что это история Нарцисса, история про эгоизм, самолюбование и неадекватную самооценку. Для других людей эта картина про самоценность, про любовь к себе, про заботу о себе, и про принятие. Еще это может быть воспринято, как то, что человек не всегда видит себя таким, какой он есть на самом деле, или про маску, которую мы надеваем в обществе. В общем, каждый волен решать, как он воспринимает эту работу.

10. Что вы ждёте от участия в проекте в Майами?

Мария Бак: Как и любой начинающий свою выставочную деятельность художник, я ожидаю признания. Мне хочется продемонстрировать свои работы, проявить себя миру, быть увиденной и услышанной. Возможно, это маленький шаг в великому будущему.

Валерия Сальникова: Конечно же, я жду похвалу критиков, массу положительных отзывов, продажи картины и заказов последующих, и вообще безудержную славу (Смеется). Ну а если спуститься с небес, ближе к стволу этой яблони, то просто хочется не стоять на месте и успеть везде.

Анисия Вишневская: Выставка «Запретный плод» для меня очень актуальна. Всегда интересно посмотреть на свои работы со стороны, получить оценку зрителей, ценный опыт общения и, конечно же, продвижение и продажи, — без этого никак.

Анастасия Кашуба: Жду взаимного обмена опытом с коллегами, со зрителями. И, конечно же, хочется расширить круг людей, которые принимают и понимают мое искусство. Хочется быть полезной и вызывать у людей эмоции, чувства, инсайты.