«Мы оставляем в городе костяк проактивного сообщества»

Как Черноголовка меняется с помощью местных жителей и художников

На протяжении года в подмосковной Черноголовке команда Центра поддержки и развития современного искусства «ЗА АРТ» по инициативе некоммерческой организации «Центр городского развития» занималась социокультурным проектированием. В городе прошли лаборатории краеведения и подкастов, проведены концерты и лекции, посвященные медиаискусству, и многое другое. А 23 декабря будут представлены результаты работы Лаборатории искусства и науки — программы, которая позволила местным жителям бесплатно слушать лекции о цифровом искусстве, обучаться работе в дополненной реальности AR и 3D-графике и самим создавать объекты искусства. В интервью ArtTube искусствовед и куратор проектов «ЗА АРТ» Мария Туркина и руководительница кураторского отдела Центра Art&Science ИТМО Христина Отс рассказали о том, как подобные социокультурные программы могут изменить образ города и отношение жителей к нему.

Как началась эта история и почему именно Черноголовка?

Мария Туркина: Черноголовка пришла к нам сама. К нам обратился глава города Олег Егоров. Он был очень вдохновлен своей поездкой по Уралу в рамках арт-маршрутов Уральской индустриальной биеннале. Он смотрел на развитие малых и средних городов и на то, как художники пытаются выявить и показать специфику этих территорий. Кроме того, он сам выходец из Черноголовки, член семьи научных деятелей, то есть вовлеченный в среду наукограда. Его идея звучала следующим образом: здорово, если бы о Черноголовке говорили как о современном наукограде, где до сих пор развивается наука и есть сильное научное сообщество. Он поставил задачу сделать Черноголовку значимой и интересной, выявить ее культурный код как наукограда. Так мы начали работать, и на протяжении 2023 года была разработана, согласована и вот сейчас заканчивает свою реализацию большая социокультурная программа.

Думаю, следует определиться с терминологией. Что собственно такое социокультурное проектирование городов и почему это важно?

Мария Туркина: Первые попытки структурировать зарубежом эту практику произошли в 20-30-х годах прошлого века, но как методология она сформировалось в 70-80-х годах. Цель социокультурного проектирования — создание комфортной среды для горожан и формирование некой системы в городской среде через понимание приоритетов жителей, их пожеланий, особенностей пользования этой территорией. Если говорить о современной методологии, то для работы привлекаются специалисты из нескольких сфер, например, архитекторы и культурные проектировщики, которые языком культуры и искусства пытаются взаимодействовать с жителями. Основные задачи — это репрезентация культурного кода территории, вовлечение жителей, создание новых инструментов для теории и практики. Если вы спросите о примерах, то в нашей стране можно выделить Выксу и Никола Ленивец. Это такие значимые территории, где практики социокультурного проектирования применяются уже какое-то время и дают свои результаты: изменяется образ жителя, его взаимодействие с городом и образ города в целом. Что-то похожее мы делаем в Черноголовке.

Программа состоит из трех частей — трех лабораторий. А почему именно такой формат был выбран?

Мария Туркина: Тут мы отталкивались от цели. Перед нами стояла задача рассказать о Черноголовке как о наукограде, и мы понимали, что в первую очередь мы должны обратиться к жителям. Именно они должны быть носителями этого знания и уметь его вещать вовне. Лаборатория — это инвазивный формат, где от участника мы не требуем жесткого результата, а пытаемся наладить диалог. В каждой лаборатории мы привлекали партнера, обладающего нужной нам методологией. Например, Лабораторию краеведения мы проводили вместе с компанией «Москва глазами инженера». Был организован теоретический курс, в рамках которого жители получали навыки экскурсоведения. Здесь есть очень важный момент. Человек, которого вы вовлекаете в диалог, точно должен что-то получить: впечатления, эмоцию, навык. В обязательном порядке. Соответственно в рамках этой лаборатории не только мы поговорили о специфике Черноголовки, но и жители сами городом заинтересовались, погрузились в архивные материалы и много нового узнали. Кроме того, мы еще сформировали первое яркое сообщество людей, которые захотели стать гидами по городу, и теперь они на постоянной основе водят экскурсии. До этого в городе не существовало регулярных туристических маршрутов. Сейчас, приехав в наукоград, вы наконец-то имеете возможность пообщаться с вовлеченным жителем, который вырос или какой-то срок прожил в Черноголовке, и узнать про город массу интересного. На мой взгляд, это очень здорово.

Христина, а как строилась ваша работа в рамках Лаборатории искусства и науки?

Христина Отс: Перед тем как начать планирование нашей лаборатории мы с Машей ездили в Черноголовку, ходили по местным музеям, знакомились с местными жителями. Пытались понять, какие у них интересы. Коллеги из Черноголовки приезжали к нам в ИТМО, и мы показывали, чем мы занимаемся и что мы могли бы привнести в город. Программу мы выстраивали исходя из идеи, что нам хочется дать какие-то конкретные навыки, которые останутся у жителей, даже если они не захотят дальше быть художниками, — чтобы этими навыками они могли воспользоваться впоследствии для популяризации науки или в личных целях. Поэтому мы выбрали цифровые инструменты: основной массив занятий был посвящен освоению работы с 3D-моделированием и дополненной реальностью. Нам хотелось оставить в городе цифровой след, который будет презентовать результаты лаборатории и станет еще одним способом разговора о городе. В городе уже есть краеведы, подкасты, а теперь появится еще и визуальный цифровой слой, для которого сами жители создали арт-объекты, транслирующие новое знание о городе.

С какими темами работают участники финальной Лаборатории искусства и науки и что за объекты они создали?

Христина Отс: У нас есть пять команд, все они работают с разными темами. Например, одна из команд работает над созданием цифровых муралов, стараясь переосмыслить пространство города, визуализировать то, каким они хотят видеть город сегодня. Есть команды, в которых принимают участие ученые, они работают в направлении популяризации науки и трансляции научного знания. Одна из таких команд визуализирует процесс работы солнечных батарей на перовскитах (сравнительно редкий для поверхности земли минерал, титанат кальция. — прим. АЕ), которые создаются в Черноголовке. Еще две команды выстроили свои проекты вокруг символа города — Черноголовской сосны. Она изображена на гербе Черноголовки, но, к сожалению, в 2016 году дерево погибло из-за удара молнии. Первая группа участников занимается цифровой реинкарнацией погибшего символа, воссоздавая его в пространстве города на том месте, где стояла эта сосна. Вторая — предложила озвучить кольца спила сосны, рассказав историю дерева через звуковое произведение. Цифровое искусство позволяет нам увидеть несуществующее в пространстве города, и в этом один из важнейших потенциалов дополненной реальности. Мы можем применять ее не только с художественной точки зрения, но и в попытке репрезентировать историю города, например.

Как местные жители относятся к этому проекту? У них был запрос на то, чтобы узнавать что-то новое о своем городе и делиться потом этими знаниями?

Христина Отс: С большим интересом и отдачей. Например, одна из выпускниц Лаборатории краеведения, Елена Мартьянова, еще до того как Центр Art&Science ИТМО пришел в город, придумала экскурсию на тему искусства и науки в Черноголовке. То есть жители сами начали поиск способов слияния искусства и науки. Очень приятно, когда можно работать с городом в такой тесной связи.

Мария Туркина: Елена Мартьянова, которая является научным сотрудником, не только разработала экскурсию, но теперь пробует себя в качестве журналиста. Она недавно записала интервью с Олегом Егоровым, и это еще один новый формат для нее. Участники наших лабораторий хотят развиваться дальше, и это здорово. Значит, закончив программу, мы оставляем в городе костяк проактивного сообщества. Это, собственно, и является одной из задач нашей программы — дать нашим партнерам из «Центра городского развития» проактивных жителей, с которыми они могут работать в дальнейшем.

Интересно узнать, средний возраст людей, которые принимают участие в проекте. Это в основном молодые люди — или есть люди старших возрастов?

Мария Туркина: В каждой лаборатории мы вместе с нашими партнерами обговаривали наиболее комфортную для проведения просветительских программ возрастную рамку. Максимально широкая рамка была в Лаборатории краеведения: от 14 лет и фактически до бесконечности. Нам намеренно хотелось познакомить жителей разного возраста, для того чтобы старшее поколение могло рассказать младшему о том, как строилась Черноголовка, что она из себя представляла раньше, а молодежь подпиталась бы этими знаниями и поделилась своим мнением о городе. В Лаборатории подкаста мы больше апеллировали к молодежи, там участвовали люди от 15-16 лет и до 35. В Лаборатории искусства и науки примерно такой же возрастной срез.

А как жители попадали в лаборатории? Принимались все желающие?

Мария Туркина: Не совсем. Изначально мы создали опен-колл, затем будущие участники отбирались на конкурсной основе. С каждым потенциальным участником лаборатории мы проводили видеозвонок и общались, но не столько для того, чтобы проверить их практические навыки, сколько для налаживания диалога. Мы хотели рассказать о том, чем будем заниматься в городе.

Планируете ли вы организовать подобную работу и с другими городами?

Мария Туркина: В первую очередь мы хотели бы продолжить работу с самой Черноголовкой. Пока решение по этому вопросу не принято. В январе мы проведем встречу с нашими партнерами из «Центра городского развития» и обсудим все наши результаты за год. Просто взрастить сообщество недостаточно для того, чтобы все само дальше развивалось. У тех прекрасных лаборантов, которые были участниками наших событий, есть запрос на продолжение работы. Они готовы в чем-то участвовать, но не всегда могут найти подходящие форматы. Им нужна помощь профессиональной команды, которая бы их направляла, для того чтобы это движение росло, масштабировалось и развивалось. Если это проактивное сообщество не поддерживать, оно, к сожалению, вернется в исходную точку. В целом же у нас получилась хорошая, красивая программа для города, и теоретически ее можно масштабировать и на другие наукограды. Хотелось бы поработать с разными наукоградами, потому что у каждого своя специфика. Так что поле для деятельности у нас есть.

Христина Отс: С одной стороны, да, согласна с тем, что хотелось бы поработать с разными наукоградами, но с другой — я чувствую, что мы, команда Центра Art&Science, только начали свою работу в Черноголовке, и нам очень бы хотелось выстроить долгосрочное сотрудничество. Мы уже сейчас видим, что взаимодействие художников с городом и с учеными дает почву для появления проектов всероссийского и, может быть, даже международного уровня. Художники улавливают разработки, которые ведутся в городе, и художественно осмысляют их. Буквально на днях мы созванивались с одной из преподавательниц нашей лаборатории, современной художницей Екатериной Умновой, и обсуждали перформанс, запланированный в рамках презентации 23 декабря. Художница предложила построить перформанс вокруг одной из лекций, которую проводили в рамках лаборатории местные ученые, — о физическом распространении света в жидкокристаллических экранах. Они, вместе с художницей Марией Карпович, планируют визуализировать этот процесс, показав его в интерактивной форме. Мне кажется, открытость города и высокая концентрация науки в нем не могут не вызывать желания у самих горожан транслировать исследования, ведущиеся в Черноголовке. И, безусловно, художники — большие помощники в этом процессе. Хочется верить, что не только художественные проекты могут рождаться из такой коллаборации, но и долгосрочные большие исследования, в которые можно внедрять художников, для того чтобы появлялись классные междисциплинарные проекты, меняющие еще и социальное поле. Такие примеры мы видим в международных университетах. Поэтому мы тоже еще не готовы уходить из Черноголовки. Если у ученых и у города будет интерес, мы с большим удовольствием продолжим совместно развивать российский art & science.

Интервью: Евгения Зубченко
Фотографии: Лада Певунова, Элина Каримова