Выставка в инженерном корпусе Третьяковской галереи и «прогулка» пейзажа.

Последний раз выставка Архипа Куинджи проходила в 1992 году, конечно тогда она не сопровождалась скандалом. Можно исключить версию похищения картины с целью привлечения внимания к выставке; к сожалению или к счастью, но тенденция посещения подобных мероприятий,  набирает обороты. Очереди в картинные галереи выстраиваются с самого утра не только по выходным, но и в будни. При этом люди забывают о том, что посмотреть на любимые работы Архипа Ивановича можно и на постоянных экспозициях. Надо сказать, что реклама, где бы она не размещалась, работает безотказно; люди чуть ли не дерутся, чтобы зайти без очереди в здание и сфотографировать картины без маячащих рук с телефонами.

В целом не совсем понятно, зачем было идти конкретно на эту выставку, ведь все лучшие его работы можно увидеть в главном здании Третьяковки, а также в Русском музее.

Несколько слов о самом художнике.

У Архипа Ивановича был сложный и тернистый путь, но его упорство не может не восхищать. Он родился в 1842 году в бедной мариупольской семье, а потом и вовсе лишился родителей. Ему приходилось оттачивать мастерство на заборах и стенах. Решив пойти в ученики к Айвазовскому, художник проработал у него лишь 2 месяца, так  как тот доверил ему лишь толочь краски. Затем Куинджи уехал в Таганрог и работал в фотостудии. В 1868 он решил поступить в Академию Художеств в Санкт-Петербурге, но только после трех попыток стал вольнослушателем. Познакомившись с Репиным и Крамским, он стал участвовать в выставках Товарищества передвижников, а позднее был принят в Товарищество, хотя идей его он не разделял. В 1874 году на международной выставке в Лондоне художник получил бронзовую медаль.

Архип Иванович был настоящим романтиком. Влюблённый с юношества в дочь богатого Мариупольского купца Веру Леонтьевну Кетчерджи — Шаповалову художник женился на ней, добившись успеха, ведь по-другому не получилось бы, купец не выдал бы дочь за бедного подмастерья. После ряда выставок в Санкт-Петербурге, на пике славы Куинджи ушёл с культурной «арены». Он купил землю на Украине, где долго жил со своей женой в уединении, изредка проводя пленэры со своими учениками. После 20 лет затворничества художник устроил последнюю выставку, где представил одну из самых потрясающих своих работ: картину «Вечер на Украине», над которой работал 23 года. На ней изображены белые украинские хаты с соломенными крышами и плетеными заборами на закате.

Художник очень точно поймал закат. Складывается впечатление что еще чуть-чуть и солнце двинется дальше по домам, а затем и вовсе спрячется за горизонт. Можно вечно смотреть на картину в ожидании этого, но так и не дождаться… Больше художник выставок не проводил, а в 1910 году умер в Петербурге.

Если говорить о его живописи в целом, то многие исследователи утверждают, что его можно от части отнести к символистам, с чем нельзя не согласиться. Его пейзажи наполнены загадочным философским «рассуждением», что подчеркивается цветовой палитрой. Нарочито выраженные, нереальные цвета, контрастирующие друг с другом, создают эффект свечения; они как будто были взяты не из этого мира. Невольно начинаешь рефлексировать на различные темы – вечности, жизни, смерти… Его манера письма и изображения деревьев напоминает Шишкина, с которым он творил примерно в одно время. Хотя от Шишкина его отличает менее детальная проработка деталей. Мазки у него более обобщающие, лишь намечающие силуэт объекта. От Айвазовского же он перенял изображение моря, столь реалистичное и изящное. Некоторые считают, что его горные пейзажи стали как бы предтечей гималайской серии Рериха. Что ж, нельзя не заметить некоторое сходство цветовой палитры и практически тот же эффект свечения в работах обоих художников, хотя работали они в разной технике. И все же Куинджи больше реалист, чем символист.

Что касается самой выставки, то складывается впечатление, что картину украли только для того, чтобы отвлечь от того, как небрежно отнеслись к оформлению. «Новая» охранная система, бельмом висевшая у каждой картины маленького формата, стены окрашенные в грязные непонятные тона и освещение оставляют желать лучшего.

Выставка сформирована по колористическому принципу: пленэры с чистым голубым небом занимают самый большой зал выставки. Тут располагаются разные виды Днепра, поля, степи, есть пара морских пейзажей, а в зоне, отделенной от зала стенами, располагаются горные виды. Кровавые пейзажи висят отдельно в темном зале, как и лесные чащи. Хронологическая последовательность в развеске картин отсутствует, отчего невозможно проследить развитие живописи художника, хотя это как раз и дает понимание того, что Куинджи – не художник «прогресса» или «регресса», он скорее художник, долго подготавливающийся к приходу вдохновения. Больших работ у него не так много, преобладают наброски. Они не отличаются проработанностью деталей, глазу «не за что зацепиться», и становится понятно, что не это стоит во главе угла при их создании, художник постоянно пытается поймать свет и цвет, детали редко волнуют его в работах маленького формата.

Но в больших его работах сочетается все: проработка деталей, волшебный свет, сильный цвет.

В конце хотелось бы обратиться к общественности – Господа, прекратите делать из выставки фарс, оцифрованные копии работ художников есть на сайтах музеев в свободном доступе.

Автор: Анастасия Тимофеева