В Калуге открылся Первый Всероссийский фестиваль актуального искусства «MOST»

Мощный заряд вдохновения и активности не перестает пронизывать все сферы жизни, ожившие после всемирного блокаута.

Так, 18 октября 2020 года в Калуге при поддержке Российского фонда культуры, Министерства культуры РФ и Министерства культуры Калужской области стартовал первый Всероссийский фестиваль актуального искусства «MOST». Фестиваль сфокусировал внимание на происходящем в настоящем моменте и настоящем месте, он направлен на поиск и создание новых смыслов актуальных форм искусства и новых способов его взаимодействия со зрителем и городом.

Арт-дирекция фестиваля сформировала мультидисциплинарную программу, в которую вошли более 50 проектов в направлениях: перформанс, видео-арт, extended reality, паблик-арт, site-specific, иммерсивный и физический театр, современная драма, арт-баттл, contemporary dance, экспериментальная опера и многих других.

Фестиваль займет около 15 площадок в Калуге и области. Помимо привычных для искусства локаций – галерей, театров, культурных центров, площадками фестиваля стали нестандартные пространства городской среды: баня, старая церковь, вокзал, купеческая усадьба, кафедра университета, заводской цех, торговый центр и даже троллейбус, курсирующий по привычному городскому маршруту. Значительная часть программы пройдет в бывших помещениях завода «Элмат», где в разное время располагалось производство магнитов и светодиодов, вытяжек и мебельное производство. Для фестиваля завод был преобразован в современное арт-пространство, экспозицию которого выполнила российско-эквадорская команда p.m.community во главе с архитектором Пабло Джонаттаном Пухно Бермео. P. m. превратила 8 000 кв. метров в настоящую сказку, где гость не сможет заблудиться, так как гибкая неоновая лента, напряжённо выстроенная на протяжении всех коридоров, направляла в каждый цех, выставку, от одной к другой.

Зрителей ждут более 20 персональных и групповых проектов: инсталляции, видеоработы и ставшие уже привычными жанры: живопись и графика – таких художников, как Александр Шишкин-Хокусай, Александр Кокс, Иван Горшков, Максим Татаринцев, Катя Царева, Алексей Васильев, Юлия Агеносова, Виктор Пономаренко, Петр Чумаков и других.

Партнер фестиваля MOST – VS unio art gallery представила несколько самостоятельных проектов: культовую серию «Полосочки» лидера московского акционизма Авдея Тер-Оганьяна и новую выставку «Сновидения» Тенгиза Шамова. Они занимают основные площадки на территории завода.

Особенно стоить отметить проект Тенгиза Шамова «Сновидения», который объединяет картины последних нескольких лет его работы в мастерской ЗИП в Краснодаре. Выполненные в реалистической манере знакомые образы появляются из полумрака сознания, порождая в зрителе неизбежные ассоциации с фильмами Стенли Кубрика и живописью Хаима Сутина. Яркий представитель новой краснодарской художественной школы не боится провокаций и намерено создает живопись, служащей триггером. Художник провоцирует зрителя на самоанализ, вынуждает его взглянуть на свою жизнь, призывает снять розовые очки, окунуться в окружающую действительность порой пугающе мрачную. Его творчество включает в себя все то, от чего так яро пытается отвлечь современная культура и масс-медиа своими ложными идеалами и яркими красками. Депрессия живет в трамвае, она скрывается за красивыми фотографиями в Инстаграм, стоит отвлечься от экрана и она догонит. Тенгиз Шамов намеренно вычленяет из популярной культуры и окружающей бытовой действительности объекты и помещает их в нехарактерную для них среду, приумножая эффект воздействия картины на зрителя грамотной работой с колоритом и построением композиции.

Курировала проекты московский архитектор и директор галереи VS unio Лана Герасимова, которая также представила свои собственные художественные проекты. Первый — «REFLEXIO» — постперформанс в виде light-инсталляции, которая была собрана еще до открытия фестиваля. Проект является своего рода транзакцией своих собственных рассуждений в реальный мир, поэтому произведение обретало форму в процессе создания и переосмысления его автором, мы лишь обозначили материалы, главным из которых является сам свет. Свет — как условие существования мира, как мысль, и в конце концов как источник освещения.

Полное переживаний воспоминание из детства воплотилось в проекте «Хватай-ка» молодого архитектора из России и Эквадора Пабло Джонаттана Пухно Бермео. Было время, когда одним из главных атрибутов магазинов 2000-х годов были игровые аппараты с игрушками. Кран-машина или в простонародье автомат «хватайка» собирал вокруг себя детей всех возрастов и даже взрослых людей, одержимых выигрышем заветного приза – яркой мягкой игрушки. Воспроизведение в масштабе автомата из детства в пространстве завода олицетворяет детство через «призму взрослости». Иллюзия контроля, возникавшая во время игры у ребенка, во взрослом возрасте заменяется на наивное ощущение, что ты можешь контролировать больше, но и оно мнимо. Кроме того, архитектор представит инсталляцию «Эквадор», для которого было собрано более тысячи свежих эквадорских роз.

Завершится фестиваль в «Ночь искусств» – 3 ноября. Определенно, Most Аrt Fest является знаковым событием не только для Калужской области, но и для России в целом, и у нас всех есть целых две недели чтобы успеть лично оценить весь масштаб мероприятия.

Анастасия Тимофеева, Виолетта Гичевская