«Зотов.Кино» представит кинопрограмму «Небывальщина» в рамках выставки «Русское невероятное»

«Зотов.Кино» представит кинопрограмму «Небывальщина» в рамках выставки «Русское невероятное»
22 декабря 2024 - 23 марта 2025

22 декабря в «Зотов.Кино» стартует кураторская программа «Небывальщина», посвященная невероятному в отечественном кино — от советского авангарда до постсоветского андеграунда. Среди фильмов программы: «Зеркало» и «Андрей Рублев» Андрея Тарковского, «Трудно быть богом» Алексея Германа, «Я тоже хочу» Алексея Балабанова, «Город Зеро» Карена Шахназарова, «Ночной» и «Дневной дозор» Тимура Бекмамбетова, «Облако-рай» Николая Досталя, «Крылья холопа» Юрия Тарича, «Папа, умер Дед Мороз» Евгения Юфита, «Отпуск в октябре» Романа Михайлова и другие.

Заглавным фильмом программы стала «Небывальщина» (1984) Сергея Овчарова — «оживший лубок», состоящий из народных пословиц, песен и поговорок. Из него, словно кружево, разрастаются сюжетные линии одноименной программы, главы  «Полеты во сне и наяву», «По ту сторону зеркала», «(Дом) вверх дном» и «Жизнь после жизни».

Мотив первой главы «Полеты во сне и наяву» — желание взлететь, покорив небесное, а следом и космическое, пространство. Открывается она исторической по жанру, но при этом авангардной по форме картиной «Крылья холопа» (1926, Юрий Тарич) про первого русского летуна, предпринявшего попытки улететь еще в период правления Ивана Грозного. Спустя без малого сто лет мысли о полете, как о побеге от реальности, продолжает картина «На этой земле» (2024, Рената Джалло), где грезы о стремлении вырваться в свободное воздушное пространство достигают предельной степени отчаяния.

Фантазии о полете лишь ярче высвечивают ощущение его невозможности. Так в программе появляются фильмы «Крылья» (1966, Лариса Шепитько) и «Парад планет»  (1984, Вадим Абдрашитов). А продолжают размышления о стремлении ввысь картины «Андрей Рублев» (1969, Андрей Тарковский), «Планета бурь» (1962, Павел Клушанцев), «Дом под звездным небом» и сборник анимации «Кто не может жить без космоса», включающий в себя мультфильмы «Летающий пролетарий» (1962, Иосиф Боярский, Иван Иванов-Вано), «Голубой метеорит» (1971, Анатолий Петров), «Он не может жить без космоса» (2019, Константин Бронзит), «Тайна третьей планеты» (1981, Роман Качанов).

Бег по кругу на высокой скорости не позволяет преодолеть границы внешнего в реальности, но дает выход в иное пространство, в главу «По ту сторону зеркала». Герои фильмов, оказавшиеся там, встречаются со своим отражением, или истинным я, как Леша из фильма «Пыль» (2005, Сергей Лобан), проходящий эксперимент спецслужб. Сергея Пшеничного и Андрея Немчинова из «Зеркала для героя» отбрасывает на сорок лет назад так, что они попадают во временную петлю, выбраться из которой позволит прямой и честный взгляд со стороны на себя и свою историю. А для Светы, героини «Отпуска в октябре» (2023, Роман Михайлов), зазеркальем станут съемки болливудского фильма, разворачивающиеся где-то в российской глуши, начала и конца которым нет. Также в рамках главы можно будет увидеть «Зеркало» Андрея Тарковского, «Ежика в тумане» и «Сказку сказок» Юрия Норштейна, «Зеркало времени» Владимира Тарасова, «Город Зеро» Карена Шахназарова.

С непокоренным пространством, которое по сути и есть зеркало нашего вывернутого наизнанку мира, порой все же случаются редкие контакты. Этому посвящена следующая глава кинопрограммы — «(Дом) вверх дном».

В этом мире реальность трещит по швам, как давший с основания трещину дом в «Дураке» (2014, Юрий Быков), герой которого, словно с другой планеты, пытается отчаянно спасти положение. Пришельцы чаще вызывают агрессию или желание наживы, чем стремление благодаря взгляду на другого, понять себя — это случилось с неземным гостем по имени Виталик в «Контактах» (2023, Дмитрий Моисеев). Напротив, положительная метаморфоза происходит с главной героиней фильма «Самка» (2010, Григорий Константинопольский), которую крадет снежный человек. Чем дальше в лес, тем понятней, что мохнатый злодей на самом деле честный и порядочный, а вот блюстители закона — те, кого действительно стоит опасаться. Глава «(Дом) вверх дном» также включает в себя фильмы: «Облако-рай» (1990, Николай Досталь), «Контакт» (1978, Владимир Тарасов), «Мешок без дна» (2017, Рустам Хамдамов), «Айболит-66» (1967, Ролан Быков).

Смерть в сказке — одно из испытаний жизни. И встреча с потусторонним не так уж и страшна. Куда страшнее в этой реальности испытание самой жизнью. Завершается программа главой «Жизнь после жизни», в которую вошли «Трудно быть Богом» (2013, Алексей Герман), «Я тоже хочу» (2012, Алексей Балабанов), «Господин оформитель» (1988, Олег Тепцов), «Папа, умер Дед Мороз» (1991, Евгений Юфит), «Ночной Дозор / Дневной дозор» (2004 / 2005, Тимур Бекмамбетов), «Курская магнитная аномалия» (2023, Антон Моисеенко).

Полная программа на сайте

Центр Зотов

Россия, Москва, Пресненский, 123557, Ходынская Улица 2

Отзывы

Чтобы оставить отзыв, авторизуйтесь

Авторизоваться

Оставить отзыв