Проект Димы Филиппова «Время земли»
Галерея современного искусства Anna Nova представляет персональный проект Димы Филиппова «Время земли» — визуальное путешествие через исследование ландшафта, вызывающее диалог о будущем искусства и его роли в осмыслении территорий.
Дима Филиппов родился в Горняке, небольшом степном городе на границе с Казахстаном. Точкой отсчета своей практики художник считает поход на руины шахты, в которой вплоть до закрытия производства в 1990-х годах работал его отец. Во время этого посещения у Филиппова сформировался образ человека, оставленного за границей исторического процесса, оказавший большое влияние на последующее восприятие пространства.
На первом этаже проекта «Время земли» зрителя встречают рамы с почвой, собранной в местах установки макетов будущих монументов, которые создает художник. В витринах показана документация процесса самого сбора земли, инструментом которого выступает рука автора. На втором этаже представлена фотодокументация передвижений Филиппова и его взаимодействий с пространством вокруг: установка монументов и кадры с участвующими в этом процессе людьми. Экспозицию завершает масштабная site-specific инсталляция: диорама с соленой водой. Она создает среду для макетов будущих объектов, которые будут в ней существовать на протяжении работы выставки.
Художник демонстрирует географию мест, которые имеют важное значение для его творческой практики: начиная с родного города и совместной работы с отцом, заканчивая соленым озером Эльтон в Волгоградской области. Его цель заключается в формулировании знаковой системы, способной представить землю как носитель растворенной в ней истории. Его объекты остаются незавершенными, побуждая продолжать движение, ставить вопрос о месте искусства, возможности его реализации в пространстве страны в настоящее время.
«Дима по-новому «перечитывает» историю детерриториализации искусства, ленд арта, инкорпорируя личную память в осваиваемое пространство, инициируя диалоги во времени и пространстве. Он пластически переиначивает концептуальные практики, смещает акценты к «тактильности» и «сонорности» пейзажа, сопоставляет личное и всеобщее в координатах места и эпохи, и вводит в поле современного российского искусства комплекс новых художественных отношений и практик».
Наталья Смолянская, художник, куратор, исследователь современного искусства, преподаватель школы дизайна НИУ ВШЭ
Россия, Санкт-Петербург, Литейный, 191014, Улица Жуковского 28