Афиша событий современного искусства в России и СНГ

«Спортсмены были заинтригованы»

Современное искусство и парусный спорт в проекте «По волнам»

Уже второй год подряд в рамках Национальной парусной Лиги при поддержке ArtTube проходит паблик-арт программа «По волнам», объединяющая в себе редко пересекающиеся друг с другом направления: спорт и искусство. За два года программа охватила многие российские города, в ней приняло участие 13 художников. Новые инсталляции на тему парусного спорта появились в Сочи, Туапсе, Казани, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и Калининграде. Мы попросили художников поделиться своими впечатлениями от участия в проекте.

I этап – Сочи. Евгений Музалевский, «Swimming Εuphoria Distance». Фотограф: Андрей Шереметьев

Евгений Музалевский:
«Прежде чем приступить к созданию работы я размышлял о том, что такое яхтинг, и вообще спорт на воде. Мне показалось интересным узнать об этом подробней, для меня тема воды окутана романтическими, тревожными переживаниями. Сразу возникла идея некоего плота, собранного из подручных средств. Я думал о тех людях, которые не могут позволить себе дорогой вид спорта, и мечтают вырваться из круга своих собственных проблем. Изучив, из чего делаются самодельные плоты, я решил использовать бутылки как ходовой DIY («Do It Yourself») материал. Их можно где-то найти или купить, поскольку они не дорого стоят. Так получилось, что проект готовился буквально за один день до дедлайна. При этом у меня не было опыта создания инсталляцией или паблик-арта, но я изучал эти направления в Школе Родченко. Для меня было важно придумать такую скульптуру, которая легко собиралась бы прямо на месте, чтобы избежать каких-то сложностей на монтаже. Мне понравилось то, что получилось. Бутылки давали такой яркий свет, они были похожи на лед или кристаллы… Люди подходили, смотрели, фотографировались, пытались узнать, что это. Еще вокруг бегало много бездомных собак. Когда мне дали слово, чтобы представить свою работу, я сказал, как здорово, что собаки сегодня с нами. И в этот момент пять собак тут же выбежали в центр к этому объекту и начали гавкать. Это был интересный проект, который, по сути, очень меня вдохновил. Путешествуя, я наблюдал за миром вокруг, появились идеи для будущих работ. Думаю, такие проекты максимально нужны, особенно в сфере современного искусства. В России все сложно с искусством, поэтому подобные инициативы воодушевляют и дарят надежду».

II этап – Туапсе. Виктор Линский, «Swype».

Виктор Линский:
«Когда мне предложили поучаствовать в конкурсе, я сразу начал думать о том, что можно придумать для этого проекта. Времени до окончания приема заявок было очень мало, но идея пришла буквально сразу. В общем и целом, придумать работу на заданную тему не сложно. Это такая своеобразная тренировка, упражнение. Но рассчитывать на то, что идея, рожденная в определенных временных рамках, будет сравнима по глубине и силе высказывания с темами, которые ты вынашиваешь годами, не приходится. Впрочем, вряд ли кому-то нужен заумный паблик-арт. На этапе реализации проекта сложностей, как правило, не избежать. Самая главная из них, как выяснилось, погодные условия. Монтаж затрудняли холодный ветер и моросящий дождь. Но тут ничего не поделаешь. В день открытия я имел возможность наблюдать реакцию людей на мою скульптуру. Это было интересно. Но больше всего мне понравилось обсуждать достоинства и недостатки моего объекта с теми, кто не знал, что говорит с автором. Это вообще мое любимое. В целом же в этот период у меня было очень нервное время из-за личных обстоятельств. Но, несмотря на все сложности личного характера и, как следствие, трудности в работе над проектом, а также непростые погодные условия, у меня очень приятные воспоминания от участия в проекте «По волнам». С удовольствием еще раз окунулся бы в эту атмосферу. А больше всего мне запомнились ответственность, собранность, участливость продюсеров проекта Анны Зыкиной и Валерии Коваленко. Очень радует, когда видишь такое трепетное отношение к художникам».

III этап – Казань. Виктория Кошелева, «Fatamorgana». Фотограф: Андрей Шереметьев

Виктория Кошелева:
«Мой проект, посвященный спорту, свободе и образу сверхчеловека, впервые был представлен еще в 2014 году. Инсталляция с парусами стала одним из элементов экспозиции с живописными картинами и реди-мейд объектами. В этом году я решила переосмыслить ее для проекта «По волнам», дав ей новое развитие. Такие темы как спорт, паруса и вода всегда фигурируют в моих работах, поэтому я не чувствовала каких-то жестких ограничений, и работать в заданной теме было очень комфортно. Я впервые создавала инсталляцию в городской среде, и ощущения от работы совершенно иные, чем когда работаешь в закрытом помещении. Это потрясающий опыт. Работа в команде дает чувство масштаба, объект становится неотъемлемой частью города, а само искусство из элитарной привилегии превращается в лаконичный объект для людей. В инстаграме мне написали множество положительных комментариев, так что мой объект понравился людям. Очень запомнился один мужчина, который написал мне, что перекрасил свои торговые палатки в парке в ту же цветовую гамму, что и наша конструкция. Мне кажется, это верх признания. Я очень благодарна за такую возможность, за опыт и за отличную работу организаторов».

IV этап – Нижний Новгород. Марина Федорова, «Ассоль&company». Фотограф: Андрей Шереметьев

Марина Федорова:
«Безусловно, тема моря одна из моих любимейших. Парусники, вспененные гребни волн, спокойные морские пейзажи… все это занимает особое место в моем творчестве. Да и свою жизнь в целом я не могу представить без моря. К теме я всегда подхожу с точки зрения женского восприятия. Для мужчины вода это, прежде всего, путешествие, покорение, опасности, в то время как для женщины – романтика. Ассоль это главная героиня сказки Александра Грина «Алые паруса». Ее образ наивный, чистый, поражающий своей силой веры, дарящий вдохновение. Как художник, работающий в основном в графике и живописи, я выбрала оргстекло. Это материал наилучшим образом отвечает моим требованиям для переноса эскиза: при помощи технологий лазерной резки рисунок стал силуэтом из оргстекла разных цветов. До этого у меня уже был опыт создания паблик-арт инсталляций. Например, объект, представленный в городском парке Риги, несколько объектов под названием «У каждого своя дверь», созданных в рамках проекта ГРМ «Врата и двери», а также инсталляция в Санкт-Петербурге под названием «Поле маков на снегу». И впечатления всегда положительные! Одно дело видеть свои работы в залах, и совершенно по другому они воспринимаются в городской среде. Мне очень запомнился Нижний Новгород, а котором я побывала впервые, красота города и набережной, а также ощущение праздника, азарт в глазах участников парусной лиги и интерес у зрителей. Было здорово почувствовать себя сопричастной происходящего. И очень принято поработать с командой ArtTube».

V этап – Санкт-Петербург. Андрей Андреев, «Если у общества нет цветовой дифференциации штанов, значит, у него нет цели».

Андрей Андреев:
«Мне показалось интересной идея связать искусство и спорт на одной площадке, поэтому я отреагировал на конкурс. Я уже давно работаю с картиной как с материалом для скульптуры, но впервые с этим проектом в публичном пространстве. В своей работе я задаюсь вопросами о том, какую функцию несет для социума спорт, и каким образом искусство влияет на общество. Я совершаю некий акт – переношу и фиксирую на чистой белоснежной поверхности образы, взятые из интернета и социальных сетей. Затем акт выступает как действие-жест, это смятие готового изображения/документа. В конечном итоге зритель видит акт акта. Когда выходишь в публичное пространство с работой, сложно все до конца продумать, сталкиваешься со всяческими трудностями. Например, в конце июля я побывал в Белорецке, где несколько ночей создавал работу в жанре ленд-арта. После первой ночи, местные мне сказали, что там частенько «ходит мишка» (в смысле медведь). В общем, неудобства бывают. На проекте «По волнам» были сложности с сильным ветром, нам сначала не удавалось закрепить полотно на каркасе, пришлось усиливать и сам каркас. Моя работа создавалась в Санкт- Петербурге, достаточно консервативном городе. Но, начиная с первого этапа монтажа, ко мне подходили интересующиеся люди, расспрашивали про работу. Это были местные жители и туристы, которым явно казалась неожиданной и увлекательной встреча с искусством на пляже. Было много спортсменов, их заинтриговала концепция работы. Проект как раз занимателен своим форматом, ведь основная и постоянная публика это спортсмены, для большинства из которых, опыт встреч с совриском минимален. Это особая категория людей, с другими повестками и ярлыками. Мне важно было ухватить их интерес, дать больше вовлеченности, погруженности, и мы обменивались интерпретациями. Я считаю этот проект важной инициативой, по переосмыслению и освоению новых точек притяжения искусства».

VI этап – Калининград. Олеся Лавриненко, «Куда можно “уйти” под парусом и влияет ли на это формальная геометрия связанных событий?»

Олеся Лавриненко:
«Я родилась и выросла в месте, окруженном морем и горами, и там же я регулярно наблюдала за парусными регатами. Так что идея подобной работы витала в воздухе достаточно долго, и когда появилась возможность ее воплотить в этом проекте, я просто не могла упустить свой шанс. У меня уже был опыт работы в городском пространстве. Совсем недавно я сделала работу в рамках фестиваля современного искусства, где использовала более 80 метров яркой прозрачной ткани в окружении индустриальных построек. Они были достаточно холодными и чопорными по своему виду, и мои ткани работали как абсолютная противоположность им. Монтаж проводился с помощью промышленных альпинистов, было очень интересно, это была первая моя работа в таком формате. Кстати, после того как я сделала инсталляцию в Калининграде, меня пригласили придумать работу в похожем ключе в Москве, и тоже возле воды. Мне интересно работать с пространством улицы, потому что мои работы меняются в тех или иных условиях экспозиции, хотя внешне сама работа может оставаться неизменной. В такие моменты окружающее пространство тоже становится произведением искусства. Многие участники проекта говорят о сложных метеоусловиях, нам тоже досталась очень капризная погода: утром мог лить непроглядный ливень, и нам уже казалось, что он никогда не кончится, но в следующую минуту вновь сияло солнце. Такая смена могла продолжаться несколько раз на протяжении дня, но в итоге мы все же сделали инсталляцию. Мне очень понравилось нескрываемое желание зрителей все потрогать. Я создаю работы, которые очень тактильны и энигматичны, мне интересно делать многосоставные объекты, которые можно разбирать и собирать, как Лего или как кубик Рубика, но по строго заданным мною правилам. Мне интересен сам опыт, который предлагал испытать данный проект. И я довольна работой, которую у меня получилось сделать благодаря поддержке организаторов проекта. Да и в самом Калининграде я всегда хотела побывать, мне он кажется каким-то магическим. Я, как человек помешанный на море и ветре, не могла пропустить поездку на Куршскую Косу, там я впервые встретила гигантских журавлей. В целом Калининград очень интересный город, но, конечно, за такой короткий промежуток времени всего было не успеть посмотреть. Придется приезжать еще».

Записала Евгения Зубченко