Государственная Третьяковская галерея

Государственная Третьяковская галерея
Телефон +7 (495) 957 07 27
Время работы

Вс., Вт., Ср. с 10.00 до 18.00, Чт., Пт., Сб. с 10.00 до 21.00

Историческое здание Третьяковской галереи по адресу Лаврушинский переулок, 10 расположено в комплексе строений, основой которого является особняк второй половины XVIII века. Семья Третьяковых приобрела этот дом в 1851 году. Начав в 1856 собирать картины русских художников, Павел Третьяков размещал их в жилых комнатах. По мере роста коллекции для ее экспонирования потребовались новые помещения, и с 1872 года к дому начали делать пристройки. При жизни Третьякова такие работы проводились пять раз. В 1902–1904 годах внешняя часть здания со стороны Лаврушинского переулка была перестроена по проекту, разработанному по рисунку Виктора Васнецова. Новый фасад в русском стиле стал эмблемой музея, коллекция которого в ХХ веке стремительно росла. В 1936 появился ещё один экспозиционный корпус. В 1986–1995 годах была проведена генеральная реконструкция здания, позволившая увеличить экспозиционное пространство за счет перекрытия внутренних дворов. Здание является объектом культурного наследия федерального значения.

Сегодня в историческом здании Третьяковской галереи размещается экспозиция русского искусства XII – начала ХХ века. Она занимает 62 зала на двух этажах, построена по хронологическим разделам и даёт представление о развитии национальной художественной традиции.

В залах древнерусской иконописи XII–XVII веков – редчайшие русские иконы домонгольского периода, образы Дионисия и другие. Прославленная святыня, выдающийся памятник византийской иконописи первой трети XII столетия икона Богоматерь Владимирская экспонируется в Музее-храме Святителя Николая в Толмачах.

Среди произведений XVIII века – работы известных русских портретистов Фёдора Рокотова, Дмитрия Левицкого, Владимира Боровиковского. В залах первой половины XIX столетия можно увидеть «Портрет А.С. Пушкина» Ореста Кипренского, «Всадницу» Карла Брюллова, масштабное полотно Александра Иванова «Явление Христа народу», работы Василия Тропинина, Алексея Венецианова, Павла Федотова.

Русская реалистическая живопись второй половины XIX века – историческая основа музейной коллекции. Основатель галереи Павел Третьяков сумел собрать наиболее яркие, знаковые работы этого направления: жанровые полотна Василия Перова, пейзажи Алексея Саврасова («Грачи прилетели»), Ивана Шишкина («Рожь», «Утро в сосновом лесу»), Архипа Куинджи («Березовая роща»), Василия Поленова («Московский дворик»).

Исаака Левитана («Золотая осень», «Над вечным покоем»), батальные произведения Василия Верещагина, исторические полотна Василия Сурикова («Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни»). Ильи Репина («Крестный ход в Курской губернии», «Царевна Софья», «Портрет М.П. Мусоргского»), Виктора Васнецова («Алёнушка», «Богатыри»), Николая Ге («Что есть истина?», «Голгофа»). П.М Третьяков уделял особое внимание собиранию портретов видных деятелей русской культуры. Среди приобретённых или специально заказанных им – портреты Ф.М. Достоевского Василия Перова, Л.Н. Толстого кисти Ивана Крамского и Ильи Репина и др.

Искусство рубежа XIX–ХХ веков представлено работами Михаила Врубеля, собранных в специально созданном для них зале («Демон», «Царевна-Лебедь»), а также Валентина Серова («Девочка с персиками»). Среди произведений мастеров «Мира искусства» – влиятельного художественного объединения конца XIX – начала ХХ века – работы Константина Сомова, Александра Головина, Зинаиды Серебряковой, Бориса Кустодиева. В последних залах постоянной экспозиции находятся работы Виктора Борисова-Мусатова («Водоём») и мастеров объединения «Голубая роза» (Павла Кузнецова, Мартироса Сарьяна), отдельный зал посвящен творчеству Николая Рериха.

В специально оборудованных залах регулярно организуются сменные экспозиции графики XVIII – начала ХХ веков.

В «Сокровищнице» представлена экспозиция художественного серебра XIV – начала ХХ века.