Работы Сергея Браткова, Анастасии Кизиловой и Вовы Перкина в Апатитах

Центра современного искусства «Сияние» — проекты с участием художников Сергея Браткова, Анастасии Кизиловой и Вовы Перкина.

«Улыбающийся апатит», 2021, Сергей Братков, армированный стеклопластик с горельефным скульптурным изображением. Апатиты, въезд в город со стороны аэропорта.

15 декабря 2021 года в городе Апатиты Мурманской области открылся новый объект паблик-арта — «Улыбающийся апатит» Сергея Браткова, созданный при участии Центра современного искусства «Сияние».

Во время одной из экспедиций в Хибинских горах в начале 1920-х годов выдающемуся минералогу, академику Александру Евгеньевичу Ферсману удаётся найти зелёный камень — камень плодородия, камень фосфора — апатит. В результате этой находки в 1926 году возник сначала посёлок, а затем и город Апатиты. Главной отраслью экономики города становиться добыча и переработка апатита, а сам город превращается в ведущий научный центр Кольского полуострова по изучению свойств и месторождений этого камня. Важным направлением развития Апатитов и всего Заполярья является туризм. Хибины становятся модным местом зимнего и летнего отдыха в горах, местом развлечений и культурного досуга.

Масштабный объект изумрудно-зелёного c переливами синего цвета — заметный монументальный объем на фоне величественного Хибинского хребта, но и с близкого расстояния способен произвести впечатление. Улыбающийся камень как скульптурное решение на въезде в город — легко считываемая въезжаюшими в город информация, транслирующая приветливость города, это визитка города, с которой начинается знакомство с ним.

Основатель Центра современного искусства «Сияние», знаменитый апатитчанин, телеведущий Андрей Малахов, знаком с работами Сергея Браткова более десяти лет и с большим уважением относится к принципам преподавательской деятельности художника.

«Сергей Братков был на открытии ЦСИ «Сияние» в Апатитах и как талантливый художник и чуткий человек, сразу почувствовал город. На мой вопрос чего же не хватает городу, Сергей ответил “Оригинального прочтения камня апатит и интересного знака города”. Я в восторге от того, с каким чувством юмора и пониманием города Сергей создал эту работу» — Андрей Малахов.

Сергей Братков родился в 1960 году в Харькове. C 2000 года живет и работает в Москве. Его персональные выставки прошли в Московском музее современного искусства; Kunstverein Rosenheim, Германия; SMAK Stedelijk Museum for Actuele Kunst, Гент, Бельгия; Baltic Centre for Contemporary Art. Гейтсхед, Великобритания; Fotomuseum, Винтертур, Швейцария; Canal de Isabel II, Мадрид, Испания; Deichtorhallen Hamburg Haus der Photographie, Гамбург, Германия; Pinchuk Art Centre, Киев, Украина. Также принимал участие в многочисленных групповых выставках, среди которых 25-я биеннале в Сан-Паулу, Сан-Паулу, Бразилия; 50-я Венецианская биеннале, Российский павильон, Венеция, Италия; 52-я Венецианская биеннале, Украинский павильон, Венеция, Италия; Manifesta 5, Сан-Себастиан, Испания; Rauma Biennale Balticum, Раума, Финляндия; II Московская Биеннале, основной проект, Москва, Россия; Berlin-Moscow 1950-2000, Martin-Gropius-Bau, Берлин, Германия. В 2010 получил первый приз премии в области современного визуального искусства «Инновация» за видеоинсталляцию «Балаклавский кураж». C 2013 руководит мастерской «Фотография, скульптура, видео». Московской школы фотографии и мультимедиа им. А.Родченко.

Анастасия Кизилова, проект «Оазис», ЦСИ «Сияние», санаторий «Изовела», Апатиты, ул. Победы, 29а. До 11 января (индивидуальное и групповое посещение зимнего сада и рассказ о проекте) — по субботам и воскресеньям, 15:00—17:00. Для посещения необходимо зарегистрироваться.

Свет жизненно важен для людей и растений. Растениям свет необходим для активации процесса фотосинтеза, а человеку он нужен для настройки циркадных ритмов, связанных с процессами выработки дофамина, серотонина и эндорфинов. Живя в Санкт-Петербурге, Анастасия Кизилова сталкивается с зимней депрессией ежегодно, и каждую осень «распаковывает» знание о том, как с ней справляться. Осенью окна петербуржцев залиты светом фитоламп, зеленые оазисы на подоконниках — спасительные островки среди серых будней и долгой зимы, однако оазисы не растут самостоятельно — за их красотой стоит невидимый женский труд. Выращивание растений соотносят с образом домохозяйки, заботящейся об уюте. В северных городах такой уют часто не покидает пределы личного пространства.

Проект «Оазис» Анастасии Кизиловой свяжет жительниц Санкт-Петербурга и Апатитов для обмена личными и коллективными практиками заботы во время долгой зимы и полярной ночи. Зимний сад санатория «Изовела» станет местом встреч и обмена. Художница расскажет о художественных проектах «Суккулентотерапия» и «Санаторий Оазис». Пространство дополняют летние «заготовки» — рисунки растений Хибин, экспедиционная «экипировка». На выставке представлены текстильные объекты, акварели, керамика. Анастасия собирает материал для книги художника, в которую войдут рекомендации и комментарии — рецепты зимней еды, расписание идеального дня, любимые физические упражнения, маршруты прогулок и прочие секреты счастливой полярной ночи и ЦСИ «Сияние» приглашает жителей и жительниц Мурманской области поделиться своими историями, связанными с проживанием долгой зимы.

Анастасия Кизилова родилась в 1986 году, живет в г. Санкт-Петербург. Исследовательница, художница, сайнс-фикшн писательница. Анастасия начала художественную карьеру в 2001 году начав обучение в Художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица. В 2013 Анастасия представила проект «Униформа художника», основной целью которого было взаимодействие с профессиональными деятелями художественной системы. В 2015 стала соорганизаторкой горизонтальной инициативы «Летучая кооперация». Проект объединил молодых художников, рожденных на территории бывшего Советского Союза (Беларусь, Украина, Россия). С 2016 года художница собирает архив нереализованных художественных идей FOUND PROJECT, в который авторы могут отправить свои идеи анонимно для того, чтобы все желающие могли их реализовать. В настоящий момент Анастасия работает в области экологической коммуникации, с фокусом на пути выстраивания взаимодействия в соответствии с принципами постгуманизма. Участвовала в XXII Международной триеннале современного искусства в Милане, выставке «Death is Ecosex» в Atelier Mondial в Базеле, 7-й Московской международной биеннале современного искусства, параллельной программе 4-й Уральской индустриальной биеннале, параллельной программе MANIFESTA 10, фестивале «Современное искусство в традиционном музее», многочисленных групповых выставках в России, Германии, Финляндии.

Арт-каток с работами Вовы Перкина, парк «Изовела», Апатиты, ул. Победы, 29а.

В декабре 2021 года ЦСИ «Сияние» открыл в арт-парке за гостиницей-санаторием «Изовела» новое пространство, соединяющее в себе современный каток, зону отдыха под открытым небом и площадку для проведения специальных событий Центра. Посещение катка будет бесплатным для всех гостей на протяжении всего периода работы площадки. В расположенном рядом с катком чайном домике посетители смогут взять коньки напрокат, а также согреться горячим чаем. В оформлении катка используются работы художника Вовы Перкина, превратившего пространство вокруг площадки в удивительный «электрический сад». Встречают гостей катка баннеры с авторскими принтами и красочные флажки. А яркое освещение и специальное музыкальное сопровождение музыкантов из Апатитов, Мурманска и Москвы создадут волшебную атмосферу яркого праздника посреди полярной ночи.

Вова Перкин родился в 1995 г. в Майкопе. Начал свой творческий путь с рисования граффити в 2008 году. Основоположник направления Перкинизм (2017), группы художников «Наша Утопия» (2015.), Всероссийской Перкиннале современного искусства (2019). Его творчество позитивно, наполнено яркими и контрастными цветами, гротеском, а все сюжеты и герои картин взаимосвязаны между собой, персонажей населяющих мир художника сейчас более 1500. Идея коллективного творчества — это заселение карты мира будущего «Наша Утопия» персонажами и локациями, взятыми из реальной жизни и придуманными самими художниками. Вова участник крупных фестивалей, премий и выставок: Zverev Art Prize (2021), Международный фестиваль Сергея Курёхина (2016), фестиваль «Архстояние Детское» (2020), международная ярмарка Cosmoscow (2018, 2019) и др. Вова курирует ежегодные выставки своего коллектива и приглашенных художников. Работает в различных техниках: живопись, графика, мягкая скульптура, фотография, перформанс. В 2020 году написал и издал свою первую поэму «Башня на Ремонте», над иллюстрациями работали Вова Перкин, Дима Маконда и Лиза Плакса. Работы находятся в коллекциях Фонда RuArts, Музея АРТ4, Street Art Museum, ЦСИ им. Сергея Курехина, Музея Москвы, AZ Музей, SDV Arts & Science Foundation, Дымов Керамика, а также в частных собраниях в России и зарубежом.

Центр современного искусства «Сияние» основан в Апатитах в 2020 году Андреем Малаховым — тележурналистом, продюсером, актером, меценатом и коллекционером современного искусства.

ЦСИ «Сияние» — первая частная некоммерческая институция в Мурманской области. Миссия Центра — вовлечь в диалог о современном искусстве и культуре жителей Заполярья и развить связи между культурными организациями и инициативами Баренц-региона. Центр призван стать новым «местом силы» не только на локальном, но и на международном уровнях. Центр «Сияние» расположится в пространствах санатория-профилактория «Изовела». Искусство наполняет территорию санатория: в июле 2021 года в парке «Изовела» появились первые арт-объекты, а входную группу оформили скульптуры Энтони Гормли из коллекции Андрея Малахова. Специальные городские события Центра проводятся и на партнерских площадках города: в Библиотеке им. Л.А. Гладиной, Апатитском городском Дворце культуры им. В.К. Егорова и др. К разработке архитектурной концепции будущего Центра были приглашены Анастасия Балакирева и Михаил Князев, которые позже были назначены главным архитектором и арт-директором ЦСИ «Сияние». Главный куратор Центра — Ольга Широкоступ.

Со дня открытия события Центра проводятся в культурных институциях города: выставка работ из коллекции Андрея Малахова прошла в библиотеке им. Л.А. Гладиной, а выставка документалиста Алексея Мякишева — во Дворце Культуры. Центр инициирует программы для горожан и, что особенно важно, совместно с горожанами, вовлекающие их в изучение города художественными средствами. В июле 2021 года состоялась лаборатория микро-достопримечательностей с художниками «Город Устинов» (Ижевск) и кураторкой Катей Порутчик (Москва). Работу со старшими школьниками (молодыми взрослыми) Центр планирует вести регулярно — в октябре 2021 года в Апатитах и Мурманске, в партнерстве с МОХМ (Мурманск), начала работу региональная группа проекта «Каскад. Проект как метод». Для старшей аудитории в августе 2021 года, совместно с музеем PERMM была организована недельная резиденция с художниками и музейными педагогами из Перми — Оксаной Кальченко, Александром Агафоновым, Светой Лучниковой и Настей Шипициной. В городе появились яркие работы, созданные участницами проектов, которые смогли попробовать себя в качестве художниц, кураторок, экскурсоводок. Центр планирует запустить постоянную публичную программу для старшей аудитории.

Центр развивает программу арт-резиденций. Весной и летом Центр принял художников Ивана Найнти, Женю 0331c и Ивана Симонова, которые создали новые работы в городском пространстве. Работали в резиденции, изучали город и знакомились с локальными историями художницы Маяна Насыбуллова, Анастасия Кизилова, Карина Садреева-Нуриева, художник Игорь Самолет. Также в исследовательских поездках в Апатитах по приглашению Центра побывали кураторка Мария Котлячкова и куратор Ярослав Алешин. Важная часть работы Центра – осмысление санаторных оздоровительных практик и специфической советской архитектуры мест отдыха и досуга: выездную сессию, выключающую изучение архитектуры «Изовелы», а также проведение лекции о санаторной архитектуре в гостинице-санатории провели коллеги из проекта Sanatorium Premium.

Важный проект Центра — восстановление газосветных вывесок в Апатитах. Знакомые апатитчанам вывески «Заполярье» и «Кулинария» уже засияли новым светом — металлический каркас букв был бережно восстановлен и отреставрирован, а сами вывески изготовлены по оригинальной технологии советской газосветной уличной рекламы. К юбилею города была восстановлена также вывеска кинотеатра «Полярный» на центральной площади Апатитов.