Поиск смыслов и расшифровка символов

Проект «Арт-рефлексии» на фестивале «Архстояние»

В этом году фестиваль «Архстояние», который пройдет в Никола-Ленивце с 28 по 30 июля, предлагает поиграть в предсказания, заглянуть в работы художников, как в магический шар, и увидеть себя вне времени, вне обстоятельств и вне границ собственного воображения. Впервые на «Архстоянии» будет представлена программа кэмпов от самых заметных частных и государственных художественных институций со всей страны. В рамках новой программы фонд «СФЕРА» представляет проект «Арт-рефлексии», где у посетителей фестиваля появится возможность буквально погрузиться в жизнь художника, создавая вместе с ним свой собственный уникальный арт-объект. В интервью ArtTube куратор проекта Дарья Эпин, а также художники Анна Фобия, Лена Четверик, Дарья Неретина и Миша Бурый рассказали, какие именно практики они хотят предложить зрителям и почему стоит в этом поучаствовать.

Дарья Эпин:
«Фестиваль “Архстояние” в этом году впервые реализует программу институциональных кэмпов. Они пригласили представителей художественной индустрии для того, чтобы каждый создал свой кэмп, в котором в течение всего фестиваля будут проводиться различные активности. Мы решили провести мастер-классы с четырьмя очень классными художниками. Каждый автор расскажет про свой бэкграунд, про свое творчество, опыт и свои практики. Затем все желающие смогут вместе с художником создать свой арт-объект. Кроме того, я буду читать лекции: “Магия. Ритуал. Перформанс. Религия и мистика в современном искусстве” и “Творческая лаборатория как взаимодействие художника и зрителя”. То есть такое погружение в арт-сферу с практической точки зрения. В этом году темой фестиваля стала “Игра в предсказания”. Это немножко про спекуляции, про какие-то мифологические штуки, про эзотерику. В такие турбулентные времена мы часто обращаемся к эзотерическому мышлению, поэтому мы в нашей концепции решили представить именно “Арт-рефлексии”. Искусство, с одной стороны, очень часто нам помогает как-то интерпретировать реальность, с другой — лучше ее узнавать. Нам хочется дать возможность всем гостям попробовать прикоснуться к творчеству и креативному способу самовыражения, а также поисследовать себя, свои чувства и мир вокруг. Мастер-классы очень связаны с флорой Николо-Ленивца, с атмосферой фестиваля. Практика художника — это форма, а темой каждой работы, которую будут делать наши гости, станут уже личные переживания. Художник предоставляет способ самовыражения, а человек выразит то, что его беспокоит».

Анна Фобия (проект «Небо в траве»):
«Я жду встречи со своими гостями, мне интересно, с кем я встречусь. Я помню Никола-Ленивец огромным полем, полным цветов, увлеченных путешественников, уникальных авторов, открытых идей. Я готова увидеть, какая картина откроется сегодня. В рамках проекта “Небо в траве” у нас будет мастер-класс в технике цианотипия, мы поговорим об ощущениях движения времени и визуальном процессе. Концепция звучит следующим образом: как будто с миром теперь соединяет только небо. Солнечные лучи продолжают проникать на поверхность этих полей в определенное время. Пока это точно константа. Есть световой день, облачный или солнечный. Происходит огромная космическая работа, немыслимое гигантское солнце сообщает свет и тепло, сообщает его безусловно. Проект даст возможность рассмотреть это событие, увидеть непосредственно, как это происходит, когда свет касается всего живого. Такая практика ощущения времени, его визуализации может дать кратковременное успокоение, увлечение. Мы в данную секунду здесь и сейчас, не где-либо еще. Хотелось бы нам этого или не хотелось. Как прошла эта секунда? Сейчас на все эти травы и цветы вокруг под определенным углом лег свет. Как обычно обращается психолог при панической атаке? Опишите, что вокруг вас. В Японии, являющейся сейсмоактивной неспокойной зоной, практиковалось наблюдение ускользающей красоты. Мы получим снимок прямо из неба и увидим, как уникально каждое мгновение, каждая часть жизни. Читаю сейчас книгу Эдит Ева Эгер “Выбор” — фундаментальное произведение на тему ценности жизни и как раз смыслов. Мучаясь от голода, она находила выбор, рассматривая всего несколько травинок, замечая их разные оттенки».

Лена Четверик (проект «Переплетая»):
«Для меня важно взаимодействие с людьми, это часть моей практики. Я часто выбираю тему, в которую интересно пойти не одной, и нахожу большую ценность и радость со-творчества в совместном погружении в нее. Будет интересно провести такую практику на природе. Рефлексия, поиск смыслов и символов — составляющие любого процесса, связанного с воображением, и вообще то, что делает жизнь интересней. Только к прорицаниям я отношусь осторожно. Символы же — это способ пробраться сквозь слои рационального к бессознательному, найти с ним связь. В своей практике я много работаю с образами и, кажется, они тем интереснее, чем меньше их “расшифровываешь”. Это как отдельный язык, может быть, совсем не логичный, но обладающий своей поэтической силой и красотой. Если говорить о том, что я буду делать в рамках своего проекта “Переплетая”, то в начале каждый участник выберет свое воспоминание и поделится им с остальными, после чего мы начнем пересобирать их, раскладывая на звуки, запахи, цвета, присутствующие там тела, движение и так далее. Мы придумаем им образы и формы и соберем в движущуюся скульптуру, наподобие мобиля. Это такой способ отдать должное тому важному, что у нас есть, и найти новые нетекстовые способы хранить воспоминания».

Дарья Неретина (проект «Бытовая магия»):
«”Бытовая магия” — это история про фиксацию момента, про то, что мы чувствуем и проживаем сейчас. Как часто мы по-настоящему проживаем момент, а не рефлексируем на тему прошлого опыта или не торопимся перескочить в будущее? В рамках моего проекта каждый участник сможет сделать композицию из собранных сухих цветов средней полосы, создать украшение-оберег и получить новые знания о растениях. И, возможно, прогулка по территории Никола-Ленивца станет чуть более интересной, когда люди начнут встречать знакомые растения и знать их названия. Все общение у нас будет строиться через диалог и свободу выбора, при наборе ограниченных выразительных средств. Мы не на уроке, и я не педагог. Я такой же участник процесса, как и они. Именно поэтому будет интересно узнать, кто чем занимается по жизни, как чувствует себя в моменте и, возможно даже, участники проекта расскажут о том, как они относятся к магии и предсказаниям. В целом же мне интересно принимать участие в проекте “Арт-рефлексии”, поскольку я люблю общаться с людьми, особенно в моменты, когда они что-то создают. Это попадание в особое пространство созидания и общности. Часто совершенно незнакомые люди сидят за одним столом и становятся художниками, хоть и на час. Несмотря на это, перед ними стоят те же задачи, что и передо мной в мастерской. Возможно, если художников будет больше, и относиться к миру мы будем как к чему-то более хрупкому и требующему общения и поддержки, он будет меняться быстрее. Мне нравятся и обозначенные темы проекта: рефлексии и прорицания, поиск смыслов и расшифровка символов. Мне кажется, это перманентное состояние человека — поиск смыслов и расшифровка знаков, а без здоровой рефлексии человек бы вообще не смог существовать. Меня привлекает момент двойственности этих действий. Сами по себе они могут помогать человеку по жизни, но, доведенные до абсолюта, иногда приводят и к радикальным последствиям, если зациклиться на них. Поэтому любой человек, а особенно художник, бесконечно балансирует и пытается использовать их как инструменты. Иногда получается».

Миша Бурый (проект «Как карта ляжет»):
«Я проведу мастер-класс в живописной технике с использованием найденных трафаретов. Это будут две секции. Одна из них — роспись холщовых сумок. То, что человек может забрать с собой. В рамках второй секции каждый участник помимо сумки сможет расписать большой баннер. Здесь нет цели сделать какой-то законченный продукт, потому что способ нанесения изображений, как и мой живописный язык в целом не подразумевают конечного итогового результата. Это, скорее, всегда какая-то промежуточная стадия, ведь речь идет об абстрактных процессах и попытке найти немного логики и гармонии. Изображения будут максимально рандомные по тематике “Архстояния” — “Игра в предсказания”. В целом же работа с трафаретами — это всегда некий эксперимент, поскольку с ними можно работать по-разному. Например, заливать внутренности полностью аэрозолем или же обводить по контуру, создавая рисунок, который будет постепенно разными участниками перекрываться за счет этого наложения. Очень простой и интуитивный процесс. Человеку нужно лишь включить воображение. Мне очень нравится такой выездной и непринужденный формат, новая обстановка. Это как пленэр, когда ты оказываешься в новой среде и можешь изобразить этот опыт. Здесь участники мастер-класса становятся сотворцами. Я не хочу никого ограничивать, люди просто будут брать трафарет и создавать собственные произведения. Я думаю, у нас получится такое коллективное предсказание в итоге».

Беседовала: Евгения Зубченко
Фотограф: Эйва Штин