Пионеры современного искусства Шедевры из Эрмитажа – от Моне до Малевича

В октябре 2018 года в Художественной галерее Нового Южного Уэльса (Сидней, Австралия) откроется выставка из собрания Государственного Эрмитажа «Пионеры современного искусства: шедевры из Эрмитажа – от Моне до Малевича», на которой будет представлено 65 произведений, выполненных в период между 1890-м и 1920-м годами.

На экспозиции, посвящённой становлению модернизма как культурно-исторического феномена, будут представлены как работы великих французских мастеров – Анри Матисса, Пабло Пикассо, Поля Сезанна, Поля Гогена, Кеса Ван Донгена, Мориса де Вламинка, так и их знаменитых русских современников – Василия Кандинского и Казимира Малевича. Выставка подчеркивает непреходящее значение мастеров, которые в начале прошлого века совершили революцию в живописи. Основная её часть будет посвящена тому, что стало продолжением движения, заданного импрессионистами, но несколько произведений Моне, Сислея и Писсарро послужат прологом для разговора об искусстве ХХ века.

Матисс, Пикассо, Дерен, Вламинк, Ван Донген и многие другие художники стремились обновить искусство, освободить его и от копирования природы, и от слепого следования академическим традициям. Они сформировали самый ранний авангард двадцатого столетия, возникший во Франции как реакция на импрессионизм. Эти мастера прибегали к ярким цветам, намеренным цветовым контрастам, резким, шершавым мазкам, упрощенным формам, светотени без полутонов и плавных переходов. Увидев кубистические картины молодого Пикассо, Дега сказал, что эти молодые люди хотят заниматься чем-то большим, чем живопись. В этой знаменательной фразе мудрого старого мастера выражена разница между тем, чем была живопись во времена юности художника, и тем, чем она стала вследствие революции в изобразительном искусстве, произведенной импрессионистами –осмеянными, непризнанными, гонимыми и, в конце концов, победившими.

На рубеже веков динамика развития искусства была невероятно стремительной. Непосредственно вслед за манифестацией фовистов в 1905 году, открывшей миру невиданную гармонию красок и экспрессию, в 1907 году возникает кубизм, конструирующий мироздание обращением к использованию простейших форм. Каждое из этих явлений развивалось по своим внутренним законам, стремясь к максимальному самовыражению. И при этом они находились в том раскаленном плавильном котле идей, каким был тогда Париж, и в бесконечном и непрекращающемся движении влияли друг на друга.

Центральным явлением искусства первой половины ХХ века стал творческий диалог Матисса и Пикассо – он стал кульминационным пунктом и на выставке. Мэтры представлены холстами, позволяющими судить о гениальности создавших их художников.

Анри Матисс стоял в центре группы художников, получивших название фовистов («диких»). На выставке будут представлены восемь его работ. Картина «Игра в шары» выполнена в Париже в 1908 году. Импульс для работы Матисс получил, скорее всего, от наблюдения за популярной игрой в шары. На картине изображены сыновья и племянник художника. При всём лаконизме решения, Матисс постановкой фигур, наклоном голов, схематичностью черт лица даёт ощущение состояния участников игры. Здесь и абсолютная сосредоточенность, собранность мальчика, готовящегося нанести удар, и заинтересованное ожидание результата другим, и спокойствие сидящего.

Творчество Пабло Пикассо представлено восемью работами. Одна из важнейших картин художника – «Фермерша» (поясное изображение) – была написана в местечке Ла Рю-де-Буа под Парижем, где Пикассо провёл конец августа и осень 1908 года. Это своеобразный портрет хозяйки дома, где он жил, ставший наглядным бескомпромиссным воплощением преследовавшей художника мысли о косности, присущей человеческой природе, о спящем, неразвитом сознании. Стоит вспомнить, что именно Пикассо, всю свою долгую жизнь экспериментировавший с новыми техниками, заложил в 1907 году основы кубизма.

Не менее важно для Эрмитажа показать следствие титанического сдвига, формировавшего облик нового искусства далеко за пределами Франции. Распространение новых идей по миру было эпидемическим. При этом сама суть модернизма, провоцирующего к бесконечному созданию новых форм, побуждала художников в далеком Петербурге, Милане или Мюнхене к заочному соревнованию с великими современниками. Так возникает, например, искусство Кандинского, Малевича или Моранди.

Василий Кандинский («Зима», эскиз «Композиции V») рано познакомился с французской живописью авангарда. Цветовые открытия Матисса и его друзей произвели на него сильнейшее впечатление, но не меньшее влияние оказала и музыка Шёнберга. Он слышал цвета музыки, и его цвета звучали, как музыка. Он является одним из родоначальников абстракционизма. Казимир Малевич также принадлежит к основоположникам абстрактной живописи. Противоречия и мировоззренческие метания XX века он свел к геометрическому Абсолюту. Его «Чёрный квадрат» знаменовал торжество беспредметности, когда разрушать в изобразительной форме стало нечего, а предмет потерял плоть. Этот холст воплотил представление автора о «нуле форм» – начале и конце всего. В этом нуле подразумеваются все формы и явления, в нём они гаснут и зарождаются вновь в бесконечном и вечном пространстве. Художник неоднократно повторял знаменитую композицию, которая бесспорно стала иконой живописи XX века. Эрмитаж обладает вариантом, датированным около 1930 года и происходящим из собрания семьи Малевича.

Единственная в эрмитажной коллекции картина кисти австралийского мастера Джорджа Лáмберта «Маска» тоже отправится в Австралию. Художник, родившийся в Петербурге в семье американского инженера, получил образование в художественных школах Сиднея, Парижа и Лондона и стал одним из первых мастеров зелёного континента, получивших европейское признание. Картина займёт место в галерее австралийского искусства в окружении других произведений художника, среди которых эскиз к эрмитажному полотну.

Подготовленные к демонстрации в Сиднее вещи очень разные. В последнее время Эрмитаж много говорил и справедливо будет продолжать говорить о коллекционерах. Но ни один коллекционер не смог бы собрать столь разные по времени, характеру, внутренней интонации вещи, как это делает музей. Объединить то, что воинственно не принимало друг друга, найти общую для них ноту гармонии, может быть, не вполне замечаемую современниками, но, по прошествии времени, становящуюся все более очевидной в стенах картинной галереи. И вот часть этого универсума современного искусства Эрмитаж привезет в Австралию.

Куратор выставки – Михаил Олегович Дединкин, заместитель заведующего Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.