Невидимые моногорода. Интервью с Антоном Акимовым.

Проект Невидимые города показывает неизвестную Россию: в невзрачных на первый взгляд моногородах фотохудожники обнаруживают особую красоту, иной ритм жизни и новую эстетику. После выставки «Невидимые города» в итальянском Буссана Веккья Arttube пообщался с Антоном Акимовым – участником фотопроекта.

Как пришла идея организовать подобную выставку?

Наши выставки уже несколько лет поддерживают Информационный портал «ArtTube» и Фонд Владимира Смирнова и Константина Сорокина. От них и поступило предложение сделать выставку невидимых моногородов в своего рода невидимом городе Италии. Такая случайная цепочка событий нас привела в это место.

Почему именно в Буссана Веккья?

Это случайное место, с одной стороны. То есть у нас не было такой цели – сделать выставку именно там. С другой стороны, все наши выставки – это приглашения от галерей, музеев и тд. Мы сами открывали только первую выставку в Петербурге, и еще у нас в планах выставка в одном из моногородов, или нескольких. Мы давно собираемся, но это отдельная история, пока не реализованная.

Какой реакции вы ожидаете от публики? И какой отклик Вы получили?

Скорее мы получили то, что ожидали — интерес к другой действительности, где-то другой реальности. А где-то, наоборот, к схожим моментам — лица людей, пейзажи. Одна женщина случайно пришла на открытие, турист, и долго стояла у фотографий шахтеров Ильи Пилипенко. А потом оказалось, что она сама выросла в шахтерском городке Италии, и ей все это близко.

Столкнулись ли Вы с какими-то трудностями во время организации выставки?

Чисто технически было немного сложно перевести все работы. Поэтому где-то мы были ограничены в возможностях — размере фотографий. В остальном все прошло замечательно. Нам помогали жители Буссаны Веккьи, и наши организаторы.

Как Вам удалось сделать фото «невидимых городов» без негативной окраски российской действительностью?

Это не нам судить — удалось ли нам. Скорее мы ставим себе такую цель — наблюдать, и не давать оценок — негативных ли, позитивных. В идеале нам хочется показать жизнь такой, какой мы ее видим. Кому-то она может показаться негативной на самом деле. Ну это ведь правда так — кто-то глядя на фотографии может сказать — скучно, грустно, бедно. Только это такая поверхностная оценка.

В процессе подготовки проекта как менялось Ваше отношение к моногородам?

Безусловно мы погружались глубже. Стали заниматься с архивами в какой-то момент, и продолжаем. Увидели много схожего, и много различий. Большая страна — много особенностей, исторических, географических, национальных, социальных. Мы стали меньше ездить и больше сосредотачиваться на каких-то одних местах. И сейчас наша выставочная деятельность развивается больше, чем сайт.

Нашли ли Вы нечто удивительное для себя?

В моногородах? Всегда есть что-то удивительное. Люди, ландшафт, простор, архитектура, разруха, атмосфера, застывшее время. Порой удивляет и то, о чем бы не хотелось говорить — застой, бедность, разруха, не только в зданиях, но и в культуре и в памяти.

По какому принципу отбирались города?

Для выставки мы выбирали не города, а черно-белые фотографии проекта. То есть в данном случае это был такой визуальный ход — это было главным. Выделить отсутствием цвета, потому что в Буссане Веккье все очень цветное и много картин в том числе и на стенах города. Цветные фотографии просто потерялись бы. А так получились такие фотографии-окна повсюду в Россию.

Как жители моногородов реагируют на проявленный к ним интерес? Знают ли они о том, что их фотографии их места жительства выставляются в Италии?

Про Италию, думаю, что не знают. А вот про истории на сайте, конечно, знают. Мы с ними делимся, если они проявляют интерес. А кому-то просто все равно.

Есть ли у Вас некоторая социальная цель – распространить информацию о городе, способствовать его экономическому развитию, может быть даже привлечь туристов?

Сейчас у нас такой цели нет. Это такая глобальная задача, и она требует сотрудничества с государственными структурами и тд. Мы сейчас все-таки небольшой авторский проект, независимый, без какого-то регулярного финансирования, и, главное, художественный. Ну то есть мы имеем дело с темами социальными, конечно, но делаем это художественными средствами. Так что ли. Поэтому у нас выставки.

Да, нам важно приоткрыть эти города для других людей, показать им наш взгляд. Может и они захотят туда поехать. А кому-то нужно на Родину посмотреть издалека — у нас тоже есть такие отзывы от жителей мегаполисов, которые покинули свои родные моногорода. Говорить о масштабных темах, туризме — это все-таки не наша функция.

Какой потенциал развития Вы видите для таких необычных урбанистических анклавов?

Я бы не сказал, что моногорода – это анклавы. Тут можно сказать, что и Москва или Петербург среди остальной России — это анклавы. Насколько они необычны, сами моногорода, — тоже вопрос. В них могут быть необычные люди, места, истории.

Хорошо бы было, если бы в каждом таком моногороде дома культуры, библиотеки, краеведческие музеи имели финансирование. Или просто чтобы они были в каждом городе. А когда такие места благополучны, то и вокруг них что-то происходит — фестивали, выставки, интересные проекты. И вот тогда уже они могут приглашать к себе и туристов, и рассказывать о себе широкому зрителю. Отчасти мы несем такую функцию, но довольно слабо. Нас немного, а моногородов вон сколько.
И да, наш сайт существует и как площадка, мы публикуем материалы из моногородов тех авторов, которые пишут нам и близки нашей концепции. Так что добро пожаловать: http://monogoroda.com/

Автор интервью: Альбина Кудрякова.