Афиша событий современного искусства в России и СНГ

Интервью с художницей Юлией Ерохиной

Юлия Ерохина – успешная московская художница, пишущая картины в авангардном направлении. Имя Юлии Ерохиной и ее искусство пока неизвестно широкой публики, да и сама Юлия пока отдает предпочтение региональным, более приветливым галереям. Но художница старается активно участвовать в разных художественных проектах и выставках.

Художница родилась и выросла в городе Петушки Владимирской области в семье юристов и преподавателей. Юлия с детства проявляла любовь к искусству и посещала местную художественную школу.

Московская художница Юлия Ерохина

Несмотря на то, что у Юлии Ерохиной нет высшего художественного образования, ей это ничуть не мешает – ведь в художественной школе она обучалась азам живописи. В 2000 году Ерохина закончила юридический факультет Владимирского государственного педагогического университета. Юлия долгое время проработала в сфере юриспруденции, но занятия живописью не бросила.

Юлия Ерохина мастерски сочетает работу юриста и художника, при этом преуспевает в обеих областях. Сейчас Юлия является кандидатом юридических наук, участником многих конференций, посвященных проблемам юриспруденции, работает доцентом на кафедре теории и истории права факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ). Она пишет картины, активно принимает участие в столичных, региональных и международных выставках, участвует в совместных проектах. Юлия – член Творческого союза художников, член Международного художественного фонда, лауреат многих конкурсов.

Стиль художницы Юлии Ерохиной необычный и узнаваемый. Юлия стилистически придерживается модернизма, в чем-то видна ее авангардная направленность – в цветовых решениях, деформации фигур и образов, концепциях.

 

Юлия Ерохина “Начало начал”. Масло, холст, 2014 г.

 

Ее художественный язык можно отнести к экспрессионизму, но в ее работах можно найти разные реминисценции: абстрактного экспрессионизма, граффити 1960-1980-х годов, импрессионизма, информеля, советского нонкомформизма (Светлана Некрасова, Анатолий Зверев) и много другого. Юлия смело заимствует приемы таких гениев мировой живописи, как Василий Кандинский, Герхард Рихтер, Барнетт Ньюман, Фрэнсис Бэкон и другие. Картины Юлии Ерохиной наполнены цитатами, причем они выглядят как оммаж великим живописцам, а не как плагиат.

 

Юлия Ерохина “Перерождение”. Акрил, холст, 2013 г.

Отличительной чертой ее работ является активное использование кракелюра. Сама художница объясняет, что кракелюры помогают визуально продемонстрировать «фрагментарность нашего восприятия», помимо этого, неоднородность нашего бытия, деструктулизированность, палимпсест.

Колорит картин Юлии Ерохиной всегда разнообразный: все зависит от настроения, которое несет работа. Цвет всегда подчеркивает, усиливает идею, которую стремится передать автор. Пейзажи и натюрморты Ерохиной очень фактурны за счет плотных и насыщенных мазков. Портретов Юлия почти не пишет, они встречаются у нее очень редко. ​ Юлия является изобретателем своего «ассоциативного метода», применяемого в процессе создания живописных работ. Для художницы очень важны ассоциации, которые она получает из окружающего мира. Этот принцип является центральным в ее творчестве. Герои ее работ не вызывают равнодушия, образы полны энергии. Она многое пропускает через себя, выражает весь спектр своих эмоций на холстах, она умеет зацепить зрителя. Именно поэтому ее стиль можно отнести к экспрессионизму.

Юлия Ерохина “Раскололся от боли” из цикла “Москва-Петушки-Москва” по поэме Венедикта Ерофеева. Акрил, холст на картоне, 2015 г.

 

Юлия любезно согласилась дать интервью специально для ArtTube.ru.

 Вы всегда мечтали быть художником или это случилось совершенно случайно?

С детства. Ну не так, чтобы я постоянно думала, что хочу быть художником. Нет. Просто я постоянно рисовала. У меня есть потребность писать картины. Это возможность вести диалог с окружающим миром, со зрителями. Для меня живопись – это средство, не конечный результат, а именно средство общения.

 Сказывается ли на вашем творчестве ваша первая профессия юриста?

Конечно сказывается! Дисциплинирует. Самоорганизует. Позволяет использовать методы научного поиска при сборе материала для работы над серией. Учитывая, что я сейчас преподаю в Высшей школе экономики не только классические юридические дисциплины, но и веду исследовательские семинары и проекты по изучению соотношения права, культуры и визуальных образов, то занятия живописью помогают мне и в профессии юриста.

С чего все начиналось? Вы участвовали в каких-то местных конкурсах, выставках? Как вы вышли на такой уровень?

Я ничего специально не делала. Все сложилось само собой, так, как и должно было, видимо, быть. У каждого художника свой путь. Несколько лет назад одна фабрика мебели предложила мне сотрудничество. Они случайно увидели мои натюрморты с фруктами, им понравилось, и они выставили ряд моих картин у себя в офисе. Так появились первая реклама и первые покупатели. В багетной мастерской, где оформляли мои картины, я познакомилась с другими художниками. Они меня пригласили присоединиться к Московскому объединению художников Международного художественного фонда. Так я стала участвовать в профессиональных выставках этого фонда, общаться с многими художниками. Затем, в интернете прочитала о Международной выставке-конкурсе современного искусства «Российская Неделя Искусств» (Russian Art Week). Выставила несколько работ и сразу заняла призовые места. Эти победы дали мне большой стимул для становления и самоопределения. География участия существенно расширилась, меня стали узнавать в других странах. Через какое-то время пригласили в Творческий союз художников России, чему я была очень рада. Ну а дальше – приглашение провести персональную выставку, одну, другую, третью, и не только в Москве, но и в других городах России и за рубежом. То есть у меня все стало складываться не «вопреки», а «благодаря».

Как проходит ваш день?

По-разному. Но подъем у меня всегда в 6.45. Раньше любила работать по ночам, но со временем поняла, что необходима четкая организация режима дня. Чем более жесткий режим дня, тем больше успеваешь сделать. Если я преподаю в этот день, то режим выстраиваю относительно расписания занятий. Если занятий нет, то в зависимости от работы над картинами. Часто приходиться подстраиваться под режим дочки (прим. автора: дочь Юлии Ерохиной еще учится в школе и посещает кружки), поэтому сказать однозначно, как проходит день невозможно. Но у меня есть фраза, которую я себе всегда повторяю: «Отдых – это смена вида деятельности!»

Чем вы вдохновляетесь, когда начинаете работать над картиной?

Это может быть все что угодно! И история, которая произошла с кем-то из знакомых, и красивое освещение, и увиденное цветовое пятно, и музыка. Все что угодно. Я не знаю, что может стать пусковым механизмом в том или ином случае.

Какой Ваш любимый художественный материал? Что предпочитаете больше всего?

Люблю акрил. Очень. Этот материал дает огромные возможности. Маслом тоже пишу, это классика. Пейзажи, цветы – только маслом.

Создание картины чаще происходит спонтанно или структурировано: по частям, согласно расписанию на день?

Зависит от задачи, которую я перед собой ставлю. Может спонтанно, если есть настроение и я хочу работать с цветом, то пишу интуитивно. Если картина связана с текстом, и на холсте появляются символы, то обязательно продумываю, делаю эскизы.

Сколько часов подряд вы можете работать над картиной?

Точно я не могу сказать. Зависит от материала. Но есть одна картина, над ней я работала три дня подряд с совсем небольшими перерывами на сон. Какое-то время она сохла, а потом работа продолжилась. Все по-разному.

Юлия Ерохина “Сущность и личность”. Акрил, холст на картоне, 2014 г.

Как вы готовитесь к работе над картиной? Как настраиваетесь?

Все зависит от задачи, которую я перед собой ставлю. Если это пленэр, то собираюсь и иду работать. А если это ассоциативные композиции, то я смотрю текст произведения, затем научные статьи о произведении. Собираю информацию о писателе и т.д. Разрабатываю концепцию и только после этого приступаю к написанию картин. Так у меня происходила работа над серией ассоциативных композиций к поэме В. Ерофеева «Москва-Петушки-Москва» и другим его произведениям.

Выходит, что этот процесс настраивания на создание картины можно назвать настоящим творческим продуманным актом или перформансом?

Да, наверно можно и так определить… но мне не нравится само слово «перформанс».

Как ваша семья относится к вашему творчеству?

Положительно. Поддерживают и сопереживают. Дочка иногда выступает критиком моего творчества и дает ценные советы. Она самый первый зритель и критик. Она сообщает мне, удалось ли реализовать идею. А в целом ей все очень нравиться. Она считает, что я лучший художник в мире и очень гордится мною! Эта вера в мои силы дает возможность мне двигаться дальше.

На каких живописцев вы ориентируетесь в вашем творчестве? Кто из художников вам ближе?

К. Малевич, Н. Гончарова, А. Родченко. И конечно, Василий Кандинский. Это мой кумир!

Что для вас авангард? Это переосмысление классики, бунт против академизма и коммерциализации, или возможность дать миру что-то новое?

Авангард, в моем понимании – это свобода. Когда мне впервые на «Art Week» сказали, что мои картины относятся к авангардному направлению, я очень удивилась. Потому, что слово «авангард» у меня ассоциировалось с историей политико-правовых учений, которую я преподавала. В частности, с работами французских социалистических утопистов, там этот термин использовался в его фигуральном значении. Да, и в их же работах термин впервые получил следующий (после военного и политического) художественный смысл. Анри Сен-Симон в статье «Художник, ученый и рабочий» в союзе художника, ученого и рабочего отвел ведущую роль художнику. Художник, по мнению Сен-Симона, наделен воображением и должен воспользоваться силой искусства для пропаганды передовых идей: «Это мы, художники, будем служить вам авангардом!».

«Да, это про меня!» – подумала я. Мне это очень близко. Я начала изучать авангард в искусстве, узнавать художников, знакомиться с их творчеством. И поняла, что я часть этого направления. Да, я так думаю и чувствую! А когда я узнала, что символом мирового авангарда является картина «Черный квадрат» Казимира Малевича – художника, которым я восхищаюсь, для меня это было большим откровением.

Юлия Ерохина “Аллегро с огнем”. Акрил, холст, 2014

 

Вы опираетесь на свои ассоциации, когда пишете картины. Всегда ли эти ассоциации позитивны и «подгоняете» ли вы их под определенный шаблон?

Раньше я не могла управлять своими ассоциациями. Они возникали, и я переносила их на холст. Сейчас я уже научилась с ними «работать». Если ассоциации к литературному тексту, то во многом они зависят от автора произведения. И тогда, не всегда они могут быть позитивными. Если я не привязана к тексту, то всегда позитив.

Получается, в своем “ассоциативном” методе творчества вы применяете некоторые психологические практики? Как долго вы способны «копаться» в себе, чтобы выразить это на холсте и приносит ли это вам такое «самокопательство» отрицательные эмоции?

Творчество – это порыв, пресловутое «вдохновение». Но необходимо уметь мечтать, фантазировать, включать для решения задач не только интеллект, но и интуицию. Творческое состояние характерно тем, что оно овладевает мыслями, волей, сознанием, определяет не только отношение к жизни, но и подчас судьбу. Искусство обладает уникальной способностью доставлять художнику радость творить. Какой уж тут психоанализ? Психоанализом я занимаюсь скорее, когда отвечаю на ваши вопросы (смеется).

Что бы вы посоветовали молодым художникам, которые пока не имеют нужных связей, но обладают талантом?

Выходить за рамки своей мастерской, общаться. Даже если вы не видите прямой выгоды от такого общения. Не забывайте про правило «шести рукопожатий». Возможно ваш коллекционер намного ближе, чем вы себе можете представить.

Что бы вы ни за что не стали писать, изображать на холсте?

Сцены насилия. Я считаю, что нужно нести в мир положительную энергию.

Есть ли у вас самая любимая картина, которая является для вас эталоном, примером для вас лично?

Если брать картины других художников, то нет конкретных работ. Меня восхищают личности художников, и их картины я вижу через призму личностных характеристик. Мне нравится творчество в целом того или иного художника, не отдельных картины. Если говорить о своих картинах, то у меня есть одна работа, которая меня «не отпускает», называется «Оставайся жить вечно». Почему так происходит, объяснить не могу.

Юлия Ерохина “Оставайся жить вечно”. Масло, холст, 2013 г.

Где можно увидеть ваши работы?

На сайте: www.yuliaerokhinaart.com

И на странице в Facebook: https://www.facebook.com/paintingsY.Erokhina

 

 

Текст: Анастасия Бойе