Между вечностью и повседневностью: натюрморт и интерьер в отечественном искусстве XX века из собрания ЕМИИ
Натюрморт рассматривается как портрет вещей, предметов, цветов. Но не только. Натюрморт – это ещё и портрет эпохи, времени, общественных мировоззрений. Каждая деталь, каждый штрих в изображении говорят о том, что важно для него при постижении сути происходящего. И именно натюрморт, как это ни странно, при всей своей специфической фрагментарности способен создать целостную картину мира.
На выставке можно проследить и связь с традициями жанра прошлых веков и разных национальных школ, и концептуальные рефлексии каждого из художников, и отражение своего времени в их работах. Здесь представлены ещё авангардные 1930-е годы, затаенные 1950-е – 1960-е, театрализованные и холодноватые 1970-е – 1980-е, по-новому взглянувшие на жанр 1990-е – 2000-е.
При всем разнообразии графических и живописных работ на выставке их объединяет общий дух, одна идея – из отдельных предметов рождается не просто бытовая или декоративная картинка, художники выстраивают «мир искусственной реальности» – выдуманный мир простых вещей, художественно преломляя их бытовое назначение и придавая им эстетическое звучание.
На выставке будет представлено 32 живописные и 6 графических работ русских и советских художников ХХ века, отражающих ход истории отечественного искусства этого времени. В начале столетия получает дальнейшее развитие жанр интерьера, популярный ещё с предыдущего XIX века, где невероятно тонко отражен ускользающий образ уходящей эпохи. В акварели А.К. Шервашидзе «Веранда со столом и цветами» (1915) также пронзительно подмечена мягкость и задушевность атмосферы старых помещичьих усадеб. А сколько «удивительной прелести» и теплоты в работах Н.Ф. Витберг «Девочка рассматривает картинки» (Первая треть ХХ в.) и С.А. Виноградова «В столовой» (Первая четверть ХХ в.), или выполненном «в тончайших по колориту красочных гаммах» интерьере в «Портрете дочери» (1947) А.А. Осмеркина.
г. Екатеринбург, ул. Воеводина, 5