Арбатская графика Бориса Кочейшвили

Борис Кочейшвили причисляется многими специалистами в сфере искусства к плеяде самых самобытных и сильных отечественных художников. Его стиль узнается сразу – ломаные, нервные линии, по-экспрессионистски вытянутые силуэты, грязноватый и мрачный колорит. Все это делает творчество Кочейшвили одним из самых глубоких и мощных в отечественном искусстве ХХ века.

Шестидесятник, яркий представитель неофициального советского искусства, Борис Кочейшвили своим амплуа выбрал графику. Во времена его становления в советском арт-сообществе активно обсуждалась проблема развития отечественной графики, прежде всего возник интерес к авангардным, конструктивистским рисовальщикам 1920-х годов. Работы Кочейшвили, по мнению искусствоведа В.С. Турчина, изначально «отвечали стремлениям вернуть жанру былое величие».

Быть рисовальщиком намного сложнее, чем быть живописцем, графические работы требуют более тесного контакта со зрителем, наибольшего вчувствования и размышлений со стороны зрителя. Графика Бориса Кочейшвили особенная – она живая, двигается, каждая линия как струна, образы изящные, легкие; его рисунки будто похищают нас в таинственный мир искусства, фантазий и видений художника.  Простыми штрихами и линиями он создает свою мифологию, фантазийную реальность. Надо сказать, что Борис Кочейшвили любитель создать вокруг себя ореол загадочности, мифотворец, одним словом – даже свою фамилию он придумал сам. «Вообще-то такой фамилии — Кочейшвили не существует в природе. Мой отец и мой дед были Качейшвили. И все свое детство я прожил под нормальной грузинской фамилией. Но когда я получал паспорт, меня попросили написать в анкете, как меня назвать. Я подумал, и решил, что «Кочейшвили» звучит гораздо лучше» – рассказывает художник.

«Арбат, мой Арбат, ты — мое призвание. Ты — и радость моя, и моя беда…» – писал Булат Окуджава об одной из легендарных улиц Москвы, которая в эпоху «оттепели» стала предметом лирики многих поэтов, писателей, художников. И до сих пор Арбат несет своеобразный «ореол» романтичности. Кочейшвили как художник-шестидесятник, разумеется, помнит тот Арбат шестидесятых, шумный, живой, с историческими строгими зданиями, с переулками, местами «только-для-своих» …. Сейчас же Арбат стал еще более шумным и оживленным – по нему ежедневно проходят толпы гуляющих туристов и спешащих москвичей, художники продают свои работы, множество кафе, ресторанов, магазинов, галерей. Все кипит и движется, прямо как в рисунках Бориса Кочейшвили. Об этом его новая серия графики об Арбате в голубом цвете (2017).  Художник говорит: «Я подпитываюсь реальностью, хожу на Арбат.  Я восхищен, что могу видеть реальную ногу, руку, спину женщины, не стилизованную, а совершенно реальную!».

Эта серия, как и вся графика Кочейшвили отличается метафизичностью, в ней присутствует влияние Джорджо де Кирико. Отличие от итальянского сюрреалиста-метафизика в том, что герои взаимодействуют друг с другом, они беседуют, пьют вино, поют песни, обнимаются. Это такая метафизика с вкраплением жизни.

«Арбатская» серия выполнена в двух тонах – белом и светло-голубом, в некоторых листах присутствует акрил глубокого синего цвета. Из материалов художник использует синий или голубой карандаш, синий акрил (в некоторых листах), черную ручку и бумагу. Во всех листах присутствует влияние метафизической живописи и кубизма, художник утрирует образы, сводит их до условности. Почти на всех листах художник изображает женщин, которых мы можем узнать по общим стереотипам и «атрибутам» женского образа – длинные волосы, тонкий стан, изящные, округлые формы. Из общих черт можно еще выделить присутствие карикатурного начала, нервную живую линию, которой художник рисует образ, а также ирреальное, сведенное до условности пространство, и выделение почти всех фигур белым цветом – Кочейшвили не закрашивает фигуры никаким цветом, оставляя их просто белыми, цвета бумаги, на которой рисует.

Борис Кочейшвили. Лист №1. Улица. Серия «Арбат в голубом», 2017. © Vehova Art Space 2018

Лист № 1 «Улица».

Здесь трехмерное пространство строится с помощью перспективы, художник изображает героев на не абстрактном и не одноцветном фоне. Трехмерность создается и за счет цвета – художник использует несколько тонов и полутонов, которые получаются с помощью сильного или легкого нажатия карандаша. Героини – художник чаще всего изображает именно женщин – располагаются в центре композиции, который выделен бледно-голубым цветом. Художник изображает разные возрасты – маленькая девочка, подросток, девушка, молодая мать и зрелая женщина. Девочка-подросток, повернувшаяся спиной, вводит зрителя в пространство рисунка – мы становимся участниками происходящего.

Борис Кочейшвили. Лист №2. Девушки. Серия «Арбат в голубом», 2017. © Vehova Art Space 2018

Лист № 2 «Девушки»: Рисунок «Девушки» один из самых «геометризированных» и «антикизированных» в серии. Пространство, хоть и с намеком трехмерности – соблюдение плановости и масштаба фигур – все равно выглядит плоскостным и очень условным. На переднем плане изображены две девушки, одна рисует, вторая позирует; они взаимодействуют – переговариваются, жестикулируют. На втором плане изображены мимо проходящие женщины. На самом дальнем плане – небольшая постройка, предположительно церквушка.

Борис Кочейшвили. Лист №3. Беседа. Серия «Арбат в голубом», 2017. © Vehova Art Space 2018

Лист № 3 «Беседа»: В этом листе пространство строится так же, как в рисунке «Девушки», но отличие в том, что художник строит его полосами. На первом плане юноша и девушка смотрят друг на друга, другой юноша сидит, отвернувшись. На втором плане изображена идущая девушка, а на третьем – мама с ребенком. Вдали опять виднеется та самая церквушка, что и на предыдущем листе. Люди, изображенные на переднем плане, не закрашены, а значит выделены. Рисунок отличает закрытая композиция – нас туда не пускают. Девушка, повернутая спиной, впускает зрителя, но юноша замыкает эту «спираль», он обращен к нам анфас и «закрывает» нам вход в рисунок.

Борис Кочейшвили. Лист №4. Без названия. Серия «Арбат в голубом», 2017. © Vehova Art Space 2018

Лист № 4 «Без названия»: Тут отчетливо заметно сильное влияние кубизма,  Пабло Пикассо в частности. Пространство разделено на геометрические фигуры – треугольники, квадраты, овалы. Перспектива строится на геометрии, как и фигуры героев. На близком к нам плане изображена голова девушки, говорящей по телефону, чуть поодаль изображена пара – художник и позирующая ему девушка, они общаются. На дальнем  плане изображена дама, идущая из кубической арки.

Борис Кочейшвили. Лист №5. Толпа и портреты. Серия «Арбат в голубом», 2017. © Vehova Art Space 2018

Лист № 5 «Толпа и портреты»:  Тут художник изображает спешащую толпу, идущую сквозь аллею картин. Художник разлиновывает плоскость, намечает планы, соблюдает масштаб; движение намечается с левой стороны направо. Можно сделать предположение, что художник проводит аналогию с рыбами, плывущими в стремительном речном потоке. Цветовые пятна положены местами – получается, что люди будто двигаются по волнами или пустынным барханам.

Борис Кочейшвили. Лист №6. Две девушки. Серия «Арбат в голубом», 2017. © Vehova Art Space 2018

Лист № 6 «Две девушки»: Шестой лист – это кадр. Кадр из жизни – одна девушка держит кувшин, вторая призадумалась. Образы девушек создаются буквально одной линией, именно поэтому они очень простые и карикатурные. Сидящая «призадумавшаяся» девушка очень похожа на образы женщин великих модернистов Пикассо и Матисса, которые во многом повлияли на Кочейшвили.

Борис Кочейшвили. Лист №7. Полдень. Серия «Арбат в голубом», 2017. © Vehova Art Space 2018

Лист № 7 «Полдень»: Работа с условным названием «Полдень» отражает всю меланхолию, заторможенность и зной летнего полудня. Люди на рисунке изображены с закрытыми глазами, даже официантка, несущая бутылку вина. Девушка спит на скамейке, подперев голову рукой, немного поодаль сидит другая девушка. Чаши и кувшины добавляют привкус античности.

Борис Кочейшвили. Лист №8. Кафе. Серия «Арбат в голубом», 2017. © Vehova Art Space 2018

Лист № 8 «Кафе»:  Перспектива этого листа с условной рисовкой создается одной линией, идущей  из левого нижнего угла в правый верхний. В центре композиции официантка, несущая бутылку вина и небольшую вазу (возможно с фруктами) к столику, за которым сидит опустившая голову женщина. В левом углу на корточках сидит девушка и гладит таксу. Рисунок отличается минимальным применением голубого цвета – выделены лишь окошки в домах и небольшие детали как кулон на шее сидящей за столиком.

Борис Кочейшвили. Лист №9. Девушка и молодые люди. Серия «Арбат в голубом», 2017. © Vehova Art Space 2018

Лист № 9 «Девушка и молодые люди»: На этом рисунке изображается вполне обычная сцена – молодые люди пытаются обратить на себя внимание красивой девушки. Все пространство рисунка закрашено голубым цветом, не закрашена только фигуристая девушка, держащая в руках смартфон или зеркальце. Сзади нее сидят два парня, оба держат бокал и беседуют, явно обсуждая молодую красавицу перед ними. Пространство кажется слишком тесным и практически безвоздушным из-за крупных фигур героев. Тут царит атмосфера современности.

Борис Кочейшвили. Лист №10. Три возраста. Серия «Арбат в голубом», 2017. © Vehova Art Space 2018

Лист № 10 «Три возраста»: Тут изображен уже знакомый нам сюжет – люди и аллея картин. Рисунок построен на резких и острых формах – шпили домов, угловая улица. Можно сделать предположение, что художник стремился изобразить так называемые «три возраста» –  девочка на первом плане, молодая девушка на втором и на заднем плане увядающая женщина. Первые две не закрашены и остаются белыми, а женщина на заднем плане закрашена голубым карандашом.

Эта серия в целом про жизнь, про непрерывное движение на одной из главных улиц Москвы, про людей, которые тут живут. Рисунки запечатаны неровными линиями в раму, которая будто является окном, выходящем на Арбат. Кочейшвили поистине является уникальным художником, и в первую очередь, поразительным графиком, обладающий талантом создавать образ, настроение и атмосферу минимумом средств.

Текст: Анастасия Бойе