Дневники на кухне
Галерея «Веллум» представляет выставку «Дневники на кухне», которая пройдет с 15 апреля по 15 июля 2021г. и впервые, будто на воображаемой «шестидесятнической» кухне, квартирнике или мастерской, объединит работы художников Второго русского авангарда Игоря Ворошилова, Владимира Яковлева, Петра Беленка, Михаила Гробмана и Эрнста Неизвестного. Всего будет представлено более 40 произведений живописи, графики и скульптуры. В круг этот входило немало поэтов и писателей. В первую очередь, Генрих Сапгир, Игорь Холин, Геннадий Айги, их последователь Александр Воловик и многие другие. На выставке их стихи будут представлены рядом с художественными произведениями.
Яркие представители неофициального искусства, они принимали активное участие в художественной жизни поколения и прошли непростой путь нонконформистов, художников «смутного» времени 1950-70гг. прошлого столетия. Нередко их объединяла кухня, где они собирались, читали стихи, обсуждали выставки и творческие направления.
Игорь Ворошилов (1939-1989) всегда говорил об искусстве, как об инструменте, транслирующем внеполитические, надмирные, философские и религиозные взгляды. Для 60-х годов прошлого столетия – религия была тем ключом, той чистой философской линией, которая наполняла их жизнь и приобщала к искусству. Ворошилов говорил: «Гармонию объяснить невозможно. Это Дух, становящийся Космосом», и всю жизнь писал стихи – «дневники духа», которые, кстати, призывал вести всех художников любимый поэт Игоря Ворошилова – Велимир Хлебников: «Заклинаю художников будущего вести точные дневники своего духа: смотреть на себя как на небо и вести точные записи восхода и захода звезд своего духа». Меланхоличные женские портреты, неброские пейзажи – все это относится к собственной теории художника, что картина «заново построенный мир добра и красоты, явленный рай, постижение которого — цель искусства».
Владимир Яковлев (1934–1998) – яркий и, пожалуй, один из самых известных художников-нонконформистов, представитель поколения «шестидесятников», не получил никакого профессионального образования. И как живописец сформировался, во многом, под влиянием впечатлений от западного авангарда, который увидел на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в 1957 году в Москве. Его прохладные и сдержанные гуаши, а еще знаменитые одинокие «цветы» увидит посетитель выставки «Дневники а кухне», и еще раз убедится в невероятной скрытой энергии творчества художника.
Петр Беленок (1938-1991) – художник, скульптор, прошел «обычный» путь художника-нонконформиста, в конце 1960-х годов переехал в Москву, где принимал участие в квартирных выставках. Определение собственному стилю художник дал сам. Он называл его «паническим реализмом», использовал необычную технику живописи и коллажа, часто с катастрофическими сюжетами. Лаконичные образы создавались при помощи простой черно-белой палитры. Художник говорил, что выбрал для себя позицию нейтрального наблюдателя за окружающим миром, следящим за ним из космоса.
Михаил Гробман (р. 1939) поэт и художник, давно переехавший из России в Израиль, в 1960-е стал теоретиком русского искусства и очень активным участником течения «Второго русского авангарда». Собственно, это определение, признаваемое, впрочем, не всеми искусствоведами, он и придумал.
Также на выставке будет представлено несколько скульптурных работ единомышленника и современника Эрнста Неизвестного (1925-2016), работавшего в очень разных формах и направлениях. Все работы этой выставки передают нам дух того времени и по-разному, каждый по-своему, показывают пути поиска смыслов и причин.
Россия, Москва, Тверской, 109012, Улица Ильинка 4