Выставка циньчжоуской керамики «Нисин-тао» и китайской живописи «Го-хуа»

Выставка циньчжоуской керамики «нисин-тао» и китайской живописи «го-хуа» организована благодаря усилиям НЦСИ (КЦ «Диалог»), Циньчжоуского филиала Комитета по содействию развитию международной торговли КНР (продюсер ООО «Культурно-образовательный центр Лэцзя, г. Наньин, Гуанси) и при содействии Комитета культуры и молодёжной политики Великого Новгорода и Новгородского регионального отделения ВТОО «Союз художников России».
История гончарного ремесла на территории провинции Гуанси восходит ко временам неолита. В эпоху династии Тан здесь появились первые большие печи, а мастерство обработки глины достигло довольно высокого уровня. Расцвета цинчжоуская керамика или Нисин-тао (坭坭坭) достигла в эпоху Цин, а в ХХ веке оригинальные и самобытные изделия мастеров из Гуанси много раз получали высшие оценки на национальных и международных конкурсах. Пористая структура цинчжоуской глины прекрасно подходит для заваривания чая. Поэтому многие мастера специализируются на их производстве.
Сырье для будущих чайников добывают по берегам реки Циньцзян (坭坭). На Восточном – залегает глина мягкая и пластичная, на Западном – твердая, «костяная». Их просеивают и смешивают в определенной пропорции, после чего выдерживают в течение длительного времени, а затем формуют. Формовка происходит полностью вручную на гончарном круге. Заготовку подсушивают и украшают – резьбой или аппликацией. Все те же операции, что и в других знаменитых керамических центрах производства чайников: Исин, Жунчан и Цзяншуй. Обжигают чайники при температуре 1200°С, после чего полируют вручную.
Отличительной особенностью Нисин-тао является высокое содержание оксидов железа в сырье, что придает готовым изделиям особую твердость и темную цветовую гамму. Но в зависимости от исходных компонентов цвет чайников варьируется. О китайской керамике говорят, что она «твёрдая, как железо, ясная, как вода, блестящая как нефрит и звучит, как «цинь»! Термин Гохуа (буквально, «живопись нашей страны»), был введён в конце XIX — начале XX века как противопоставление сиянхуа (坭坭坭), то есть — западной («заморской») живописи. Используется также название шуймохуа (坭坭坭), то есть «живопись тушью», в противопоставление юхуа (坭坭), то есть «масляной живописи».
В условиях упадка искусства в Китае (конец 19 - начало 20 вв.) Гохуа обновила традиции национальной живописи, существовавшей с 3 - 2 вв. до н.э. и имевшей свои технические особенности, жанровое своеобразие и специфический метод изображения предмета при помощи линии и пятна на нейтральном фоне, который давал ощущение неограниченного пространства. Традиционна и техника, близкая к каллиграфии, с использованием плиток туши с чёрным лаковым блеском или водяных красок с минеральными или растительными пигментами. В качестве основы – шёлк или хлопчато - бумажная ткань. Первые мастера, работавшие в Гохуа (живописцы Жэнь Бо-нянь, У Чан-ши, Чень Ши-цзээн), стремились обогатить традиционные методы обращением к натуре. В дальнейшем развитие национальной живописи шло двумя путями: только средствами Гохуа в традиционной
манере исполнения - творчество Ци Байши, Пань Тянь-шоу, Ли Кэ-жаня и др. - или соединением принципов Гохуа с достижениями европейской живописи (геометрическая перспектива, светотеневая моделировка объема, напряженный психологизм, пристальный интерес к человеку) - творчество Сюй Бей-хуна, Цзян Чжао-хэ и др. ВНИМАНИЕ! Выставка китайской живописи и керамики будет работать только до 20 мая (включительно). 22 мая 2018 в зале где экспонировалась эта выставка откроется экспозиция молодёжной секции Новгородского регионального отделения ВТОО «Союз художников России», которая продлится до 10 июня 2018...
г. Екатеринбург, ул. Шейнкмана, 10