Выставка «Фундаментальный лексикон. Современное российское искусство из собрания Фонда Синара»

Выставка «Фундаментальный лексикон. Современное российское искусство из собрания Фонда Синара»
27 сентября 2025 - 30 ноября 2025

Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку «Фундаментальный лексикон. Современное российское искусство из собрания Фонда Синара». Выставка продолжает многолетнюю стратегическую программу музея «Частные коллекции в МАММ».

Фонд Синара был основан в 2022 году. Сегодня он управляет собранием из более чем 2 000 произведений, представляющих различные периоды истории отечественного искусства с конца XIX века. В коллекции Фонда Синара также находятся знаковые работы классиков российского современного искусства — именно эти произведения показаны на выставке в МАММ.

Название выставки отсылает к работе Гриши Брускина «Фундаментальный лексикон» (1986). В 1988 году она участвовала в легендарном аукционе «Сотбис» в Москве, который стал поворотным событием в художественной жизни СССР и открыл миру современное русское искусство, долгое время находившееся за железным занавесом. Картина Брускина, представляющая собой визуальный каталог знаков и символов советской эпохи, была продана за рекордную сумму и сразу же обрела статус культового произведения.

Работы из собрания Фонда Синара, представленные на выставке, отражают основные, «фундаментальные» художественные стратегии и направления современного отечественного искусства.

Экспозиция охватывает период с 1950-х по 2020-е годы и объединяет художников, определивших развитие современного отечественного искусства. Среди них — некогда представители неофициальной культуры, а сегодня признанные классики российского и мирового искусства Илья Кабаков, Виктор Пивоваров, Эрик Булатов, Олег Васильев, Владимир Янкилевский, Леонид Соков, Михаил Рогинский и др.

На выставке также показаны произведения художников следующего поколения, чье творчество сформировалось накануне и во время Перестройки, прежде всего — в легендарном сквоте на Фурманном переулке. Это три участника знаменитой группы «Мухоморы» — Константин Звездочетов, Сергей и Владимир Мироненко, — а также Сергей Волков. Именно их творчество во многом было стилеобразующим для московской арт-сцены конца 1980-х – 1990-х годов.

Признанным лидером ленинградской художественной жизни с 1980-х до 2000-х годов был Тимур Новиков. В собрании Фонда Синара есть как его живопись, так и знаменитые аппликации на ткани и шелкографии. Также в экспозиции представлены работы художников, формирующих художественный ландшафт последних десятилетий, — Павла Пепперштейна, Ирины Кориной, Александры Паперно и др. Во второй половине 1950-х – 1970-х годах активно развивались послевоенная советская абстракция, кинетизм, оп-арт, метафизическая живопись, московский концептуализм, соц-арт и др. Эти изобразительные системы существовали параллельно официальной художественной доктрине. В 1980-е годы, сопровождавшиеся политическими и общественными переменами, в отсутствие частных галерей и музеев современного искусства художественная жизнь сосредоточилась в мастерских и сквотах. Художники занимали расселенные дома, предназначенные для сноса или ремонта. В 1985 году в Москве появился сквот на Фурманном переулке, ставший важнейшим центром актуального искусства эпохи Перестройки. В нем находились мастерские Владимира и Сергея Мироненко, Константина Звездочетова и многих других. Именно на Фурманном фотограф Сергей Волков начал заниматься живописью и уже в 1990 году стал участником 44-й Венецианской биеннале современного искусства. В те же годы одной из главных художественных сил Ленинграда была группа «Новые художники». Вслед за призывами футуристов 1920-х годов бросить классиков с корабля современности идеолог «Новых», художник и культуртрегер Тимур Новиков заявлял: «Кто не с новыми — тот стар. Он — материал для перекомпозиции». Сформулированный им метод перекомпозиции был направлен на то, чтобы «организовать новое искусство из старого». Неслучайно именно слова «перестройка» и «перекомпозиция» обрамляют портрет Новикова, созданный Андреем Хлобыстиным — замечательным художником, историком искусств, куратором, творчество которого аккумулировало основные элементы пластического языка «Новых художников». Художники, определяющие актуальное состояние современного искусства, с одной стороны, продолжают и развивают традиции и творческие методы, сложившиеся ранее. С другой — разрабатывают собственные изобразительные и концептуальные языки, обращаясь к различным культурным контекстам и кодам. Так, например, Ирина Корина в серии «Временные явления» (2016) отсылает к образам советской эпохи, используя узнаваемые шрифты 1920–1980-х годов и превращая свои графические объекты в подобие советских календарей. В своем творчестве к темам времени и памяти обращаются Иван Плющ и Александра Паперно.

История современного российского искусства до сих пор не написана и недостаточно отрефлексирована. Сегодня частные собрания играют важную роль в систематизации и теоретическом осмыслении современных художественных практик. Несмотря на то, что в коллекциях крупнейших российских музеев, таких как Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей, MAMM, MMOMA есть произведения ведущих отечественных авторов второй половины XX – начала XXI века, основная масса работ наших классиков находится в частных коллекциях. Собрание Фонда Синара приобретенных как в России, так и за рубежом. Часть работ, представленных на выставке, показывается в России впервые, что позволяет расширить наши знания о современном отечественном искусстве.

Мультимедиа Арт Музей

Россия, Москва, Хамовники, 119034, Улица Остоженка 16

Отзывы

Чтобы оставить отзыв, авторизуйтесь

Авторизоваться

Оставить отзыв