Разное. Круги неофициального искусства
Михаил Михайлович (Дурмишханович) Алшибая (Алшибай) — кардиохирург, профессор (1998), доктор медицинских наук, руководитель отделения коронарной хирургии Научного центра сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева РАМН, член попечительского совета московского благотворительного фонда помощи хосписам «Вера». Михаил Михайлович — коллекционер произведений нонконформистского искусства.
Выставка «Разное. Круги неофициального искусства» знакомит зрителя с произведениями художников, относящихся к так называемой неофициальной волне: от нонконформистов-шестидесятников, идейных вдохновителей творческого сопротивления официозу, до поколения современных молодых концептуалистов. В экспозиции представлено более 70 произведений живописи, графики и пластических объектов. Выставка являет мозаичную картину становления и развития неофициального (другого) искусства.
В поисках новой реальности искусство нонконформизма смело преодолевало повествовательную традицию искусства соцреализма, окрашенную идеологической риторикой. В отличие от официального, нонконформистское искусство отдавало предпочтение форме, в создании которой художники были совершенно свободны, за что подвергались обвинению в формализме и преследовались.
Коллекция Михаила Алшибая включает произведения ярчайших художников нонконформистского движения. Прежде всего, это – представители «Лианозовской группы», среди них – Владимир Немухин – один из классиков «второй волны русского авангарда», поэт и художник Лев Кропивницкий, Дмитрий Краснопевцев. Несомненный лидер на рубеже 1950-1960-х гг. – Александр Арефьев, возглавивший группу художников-нонконформистов, получившую позднее название «Арефьевский круг». В экспозиции представлены: участники знаменитой «Бульдозерной выставки» Сергей Бордачев, Игорь Ворошилов; мастер парадоксальных ассамбляжей Леонид Борисов; Ефим Рояк – ученик К. Малевича, член группы УНОВИС – учредителей нового искусства; Владимир Яковлев – легенда послевоенного неофициального искусства, художник, поражающий глубиной одинокого существования в живописном пространстве и скрытой энергией сопротивления. Эти авторы были вдохновлены революционными веяниями искусства начала ХХ века.
Среди забытых и незабвенных имен: Зенон Комиссаренко, стоявший в авангарде революционного искусства в 1920-е годы – основатель отечественной мультипликации; Алиса Порет – ученица К.С. Петрова-Водкина и П.Н. Филонова; Екатерина Медведева – представитель наивного искусства; Белла Левикова, выискивающая форму, лежащую в основе мироздания в сфере астрофизики, биоэнергетики, психологии и философии; Олег Прокофьев – советский и британский художник, скульптор, искусствовед, поэт, сын композитора Сергея Прокофьева; Дмитрий Плавинский – создатель направления структурного символизма.
На выставке представлен и ряд других имен, возможно, менее громких, но вносящих яркие акценты в общий массив коллекции Михаила Алшибая. К сожалению, многих из художников уже нет с нами, но вектор развития современного искусства показывает остроту их идей и актуальность художественных практик.
Впервые в Саранске из частной коллекции Михаила Алшибая будут показаны две скульптуры С.Д. Эрьзи, творчество которого коллекционер также относит к нонконформистскому движению.
Историческая заслуга нонконформизма как экзистенциального искусства, заключается в воскрешении в русском искусстве внимания к состоянию глубинной душевной жизни. Подлинное содержание художники черпали в себе, в метафизике и эстетике на уровне безбрежного Бытия, выражая внутреннюю сущность художника-творца, утверждая абсолютную уникальность отдельного человека. В этом нонконформисты сходны с художниками авангарда начала прошлого века.