По (не)предвиденным обстоятельствам

По (не)предвиденным обстоятельствам
01 октября 2021 - 28 ноября 2021

В 1994 году художника Авдея Тер-Оганьяна, который в своих работах цитировал известных модернистов, пригласили к участию во Второй цетинской биеннале в Черногории. Идея его работы заключалась в реконструкции мастерской Джексона Поллока. По замыслу автора следы от краски на полу и на стенах в отдельной комнате должны были служить подсказкой, что здесь творил великий мастер дриппинга – раскатывал холсты и создавал свои экспрессивные психограммы. Но в первый же день подготовки к выставке у Тер-Оганьяна украли краску. Удалось достать другую, но очень мало. И художнику пришлось аккуратно кисточкой где придется разбрызгивать старательные кляксы. Инсталляцией он остался недоволен, хотя осадок этот был великодушно компенсирован теплым приемом и веселым застольем. После официального открытия биеннале художники разъехались по домам, а куратор выставки Андрей Ерофеев приступил к документации экспозиции для каталога. Выставка проходила в бывшей школе, помещения которой обычно использовались под художественные мастерские. В воображаемой мастерской Джексона Поллока стояло несколько развернутых к стене чужих холстов. Они вроде особо не мешали работе, но в ходе взаимодействия с публикой оказались почему-то обращены к зрителю. Это были яркие живописные полотна с черногорскими пейзажами. Именно такой вид открылся куратору выставки, когда он навел объектив своей автоматической камеры на инсталляцию Тер-Оганьяна. В каталоге эта фотография появилась на развороте с подписью: Авдей Тер-Оганьян. Мастерская Джефа Кунса.

Подобные случаи проявления халатности, когда автор теряет контроль над производством смысла в своем произведении, можно было бы рассматривать как преступные, если бы они каким-то образом влекли за собой последствия, угрожающие жизни или здоровью человека. При тоталитарном режиме несерьезное отношение художника к идеологии могло бы стоить ему карьеры, свободы или даже головы. Но к счастью мы живем при демократическом строе, когда лишь некоторые темы вытеснены из области публичного высказывания ради сохранения атмосферы дружбы и взаимопонимания. Ко всему прочему, случайность может быть намеренной и носить характер авангардного жеста, введенного еще дадаистами, которые при помощи абсурдных высказываний выражали протест по отношению к консервативной культуре своего времени. Логика обращения к случайности лежит, в том числе и в отрицании исключительной роли художника в обществе. Потому как обязательный характер произведения претендует на установление назидательной власти контекста и формирует ложные авторитеты. В таком случае заведомая непреднамеренность может быть снова рассмотрена как отказ от необходимости отвечать разным сомнительным критериям. Все равно они устаревают раньше, чем человек успевает к ним привыкнуть.

Выставочный проект «По (не)предвиденным обстоятельствам» объединяет работы художников, которые посредством различных медиумов предлагают взглянуть на опыт случайных явлений как на самостоятельную категорию в современной художественной практике.

Куратор: Роман Минаев.

Художники: Александр Повзнер, Антонина Баевер, Федор Балашев, Эллина Геннадьевна, Андрей Головин, Наталия Зинцова, Мария Кабашова, Илья Колесников, Галина Луппо, Роман Минаев, Евгения Панина.

Новое крыло Дома Гоголя

Россия, Москва, Арбат, 119019, Никитский Бульвар 7

Отзывы

Чтобы оставить отзыв, авторизуйтесь

Авторизоваться

Оставить отзыв