Выставка «Музеефикация всей страны»

Выставка «Музеефикация всей страны»
02 июня 2018 - 17 июля 2018

В 2019 г. исполняется 100 лет со времени организации Художественной-репродукционной мастерской в Петрограде – новаторского явления в музейной жизни Советской России. Просуществовав не немногим более 10 лет, подвергнувшись ряду реорганизаций, она оставила заметный и неоднозначный след в истории музейного дела страны.

Создателем и идейным вдохновителем мастерской был И.С. Золотаревский (1885-87(?) – 1961 гг.) – русский архитектор, скульптор и художник. Его идея заключалась в том, чтобы создать мастерские «репродукции музеев», с помощью которых станет возможным «музеефицировать всю страну», а именно, делать копии с подлинных предметов крупных музеев, комплектовать из них небольшие тематические коллекции и распространять их на всей территории России, создавая так называемые «музейные станции». В своём проекте Золоторевский старался соединить как художественные, так и просветительские задачи и ставил целью «построение нового просвещённого общества и создания нового человека, свободного от невежества и суеверий».

Замыслы Золоторевского разделили многие политические деятели и учёные того времени. Его поддержали, в честности, идеолог антирелигиозной политики, председатель «Союза воинствующих безбожников» Е.М. Ярославский, а также известный этнограф Л.Я. Штернберг, активно помогавший в подборе и научном структурировании материалов для копирования. Мастерская была основана в голодном и трудном для страны 1919 г. и объединила в себе талантливых художников и скульпторов: Д.М. Бройдо, С.И. Юнкер-Крамскую, А.В. Вернера и др. Это позволило, по словам Золоторевского, «поднять качество массового репродуцирования на небывалую высоту».

В первый год работы Мастерской было скопировано около 40 экспонатов. В 1920 г. она попала под покровительство Отдела народного образования (ГубОНО), получив новое имя – Художественная мастерская наглядных учебных пособий. В течение двух лет Мастерская изготовляла формы для отливок с целью подбора и создания базового музейного комплекта для последующего серийного копирования. В середине 20-х годов копии из мастерской Золотарева имелись уже в 64 музеях страны. Мастерская продолжала работать вплоть до 1933 г. В этом же году ещё молодой Музей истории религии покупает в свою коллекцию 23 предмета. Далее, изделия Мастерской поступают в Музей из упраздняемых небольших музеев при различных учреждениях, а также из Антирелигиозного музея, существовавшего в 30-е гг. в здании Исаакиевского собора и, закрывшегося в 1946 г. в Москве, Центрального Антирелигиозного музея.

На выставке экспонируется более 40 предметов, изготовленных в Художественной-репродукционной мастерской, представляющих архаические и традиционные верования народов мира, религии Древнего мира и Дальнего Востока. Особое место на выставке занимают муляжи большой статуи Будды из Тайланда и деталей колесницы Джаганнатха, подлинники которых находятся в фонде Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера). Интересны также копии египетских и греческих скульптур из коллекций Эрмитажа. Помимо этого на выставке будут показаны уникальные фотографии сотрудников и рабочих помещений из альбома, посвященного 5-летию работы Мастерской.

Отзывы

Чтобы оставить отзыв, авторизуйтесь

Авторизоваться

Оставить отзыв