Выставка «От очерка к вектору»
Программа выставки в галерее Syntax обращается к мало осмысленной, но очень внятно артикулированной в истории искусства традиции: созданию графических изображений очерковой линией. Эта традиция зародилась в конце XVIII века, расцвела в эпоху Наполеона, в стиле ампир. Затем ярко и мощно напомнила о себе в журнальной графике, плакатах 10 -- 20-х годов XX века, в рисунках эпохи ар-деко (Пикассо, Леже, Эйзенштейн). Сегодня очерковая техника микшируется со стилем агрегаторного искусства, векторной графикой веб-дизайна, брутальной эстетикой тату- сообществ.
В нашей программе задействованы образы старых мастеров: Джона Флаксмана, Шарля Нормана, художников эпохи русского ампира, круга Федора Толстого и Федора Бруни. В их бестелесных творениях классический, академический мир искусства развоплощается в хоровод прозрачных призраков. Витражная перспектива и аппликативный узор арабесковых линий оказываются предчувствием той новой реальности, что утверждают нынче веб-панковский дизайн, векторная графика.
Мастера нового поколения с этой гулкой и звонкой пустотой ампирного чертежа, с этим первым порогом новейшей виртуальности выстраивают интересный диалог. Аналитическая геометрия будто бы регулирует каскад виртуозных мирискуснических линий в мифологических опусах Славы Нестерова. Павел Польщиков использует приемы автоматического письма, а также синтаксис технической документации для своих криптограмм, которые направляют к вектору сетевого искусства и к полиграфической культуре «документооборота» московского концептуализма.
Даниил Васильев создает тканую графическую паутину, переводящую экспрессионистические очерки в движущиеся западно-восточные анимационные серии.
Влад Мальцев обращается к опыту сегодняшней тату-культуры. Его листы близки к брутальному дикому тренду Ignorant Style. А истоки такого сатирического опрокидывания мира посредством линеарных скетчей можно отыскать в журнальной графике начала XX века (например, в рисунках Олафа Гульбрансона для журнала Simplicissimus, которыми вдохновлялся Сергей Эйзенштейн, создавая в 1930-х годах свои радикальные графические пантомимы, что были выполнены одной «математической», по его собственным словам, линией).
Наконец, Владимир Карташов напрямую совмещает графическую культуру альбомных презентаций маскарадов и праздников с модным компьютерным дизайном. В его листах сквозняки и контуры векторного дизайна становятся пронзительным свидетельством меланхолии веб-панка. И новый очерковый стиль хранит эту интимную киберпамять так же бережно, как альбомные рисунки романтизма, или сегодняшний Adobe Illustrator.
Художники: Даниил Васильев, Владимир Карташов, Влад Мальцев, Слава Нестеров, Павел Польщиков, Шарль Норман, Джон Флаксман, Федор Толстой.
Сергей Хачатуров, куратор.
Россия, Москва, Тверской, 119019, Тверская Улица 3