«Смогу ли я создавать искусство, если потеряю зрение?»

Художница Юлия Абзалтдинова о важности инклюзивных проектов

В течение последних четырех лет художница Юлия Абзалтдинова занималась инклюзивными проектами, привлекая к участию людей с ограничениями по зрению. Последним подобным проектом стала выставка в ГЭС-2 «Я никогда этого не увижу. Я никогда этого не забуду». Самые важные, сокровенные воспоминания и воображаемые образы участниц легли в основу текстовых запросов для генерации изображений с помощью нейросети Midjourney (Миджорни). В самом названии проекта отражена разная степень визуального опыта: если человек незрячий с рождения — «Я никогда этого не увижу», а если утратил зрение позднее — «Я никогда этого не забуду». В интервью ArtTube Юлия Абзалтдинова рассказала, почему ей важно заниматься такими проектами, а также о том, что подобная коллаборация дает слабовидящим и незрячим людям.

Юлия, вы говорили, что тема инклюзии началась для вас с размышлений о том, что будет, если вы потеряете зрение. А почему вы вдруг стали об этом думать? На вас повлияли какие-то жизненные события? 

Юлия Абзалтдинова: Я в современном искусстве 13 лет, и, за исключением последних трех лет, я занималась только визуальным искусством. Главными медиа были фотография и видео-арт. Основной канал восприятия здесь — это зрение. Так что подобный вопрос возник закономерно: смогу ли я создавать то искусство, которое создаю сейчас, если частично или полностью потеряю зрение?  

На текущий момент вы реализовали три инклюзивных проекта:
«Показать то, что нельзя увидеть» 2020 года, «Места реальные-виртуальные-воображаемые» 2023 года и «Я никогда этого не увижу. Я никогда этого не забуду» в 2024 году.  Какие основные темы вы затрагиваете в них?

Юлия Абзалтдинова: Безусловно, есть очевидная сквозная тема — это инклюзия и телесность. А также тема памяти и идентичности. В проекте «Показать то, что нельзя увидеть» мы с участниками входили в поле современного искусства через понятную им тему красоты: внешней и внутренней. Иными словами, речь идет о репрезентации их телесности как социальной части идентичности людей с ограничениями по зрению. Для того чтобы появились новые прочтения, мы создали их студийные портреты. Такого рода портреты неотделимы от темы памяти как архивации образа видимой телесности в конкретный момент современности. А в первой части создания проекта «Места реальные-виртуальные-воображаемые» незрячие и слабовидящие соавторы брали в руки фотокамеру и делали фотографии своих значимых мест в городе Выкса, где они живут. Тема памяти раскрывается через воспоминания соавторов об этих местах. Ведь некоторые участники — тотально незрячие сейчас — когда-то видели эти места и в их памяти остались образы прошлого состояния этих мест. И, снимая на камеру, они как будто воспроизводят свои воспоминания, но на самом деле они фиксируют разницу между тем, какими они помнят эти места и какими они являются сейчас. Используя же потом нейросеть, эти документальные фотографии приобретают живописную визуальность, которая и возвращает обратно фотографию как документ, в поле размытой памяти и часто воображаемой памяти.

«Я никогда этого не увижу. Я никогда этого не забуду»

В проекте «Я никогда этого не увижу. Я никогда этого не забуду» центральной темой стала фрагментарность восприятия мира. И здесь через соавторство с инклюзивной группой я задаю посетителю вектор размышлений: а не сильно ли зрячие люди отличаются от незрячих и слабовидящих в части запоминания визуальности реального и воспроизведения потом ее в памяти, презентации из памяти или создания воображаемых образов на основе познаний этого мира через другие каналы восприятия? Таким образом, я бы подметила, что «красной нитью» в трех инклюзивных проектах является тема памяти. 

Работая над инклюзивными проектами, какие в целом задачи вы ставите? Создать творческое сообщество для людей с ограниченными возможностями, заинтересовать их искусством, раскрыть их творческий потенциал или что-то еще?

Юлия Абзалтдинова: Задач несколько. Первая — это создание актуального произведения искусства, отражающего проблемы и вопросы современности. В частности, обслуживая эту задачу, я внесла как инструмент и как соавтора нейросеть Midjourney (Миджорни). Вторая задача — это ангажировать в современное искусство незрячих и слабовидящих людей, чтобы реализовать один из постулатов современного искусства, что художником может быть каждый. Мои участники и соавторы не являются современными художниками и в основном как посетители далеки от современного искусства. В общей сложности в моих трех проектах принял участие 21 человек из Краснодара, Выксы, Москвы и близлежащих районов этих городов. Третья задача была в создании именно инклюзивных проектов в поле современного искусства, так как я считаю, что таких проектов должно быть критически больше для привлечения и развития социальной темы неравенства людей.

«Места реальные-виртуальные-воображаемые»

Обычный человек, для того чтобы поделиться с кем-то поделиться увиденным или воспоминаниями, часто использует фотографию, но у незрячих людей такой возможности нет, и поэтому роль своеобразного фотоаппарата в ваших проектах играет уже упомянутая нейросеть Миджорни, которая генерирует изображения на основе рассказов ваших соавторов. А как вы выстраивали работу с нейросетью в своих последних двух проектах, чтобы добиться точности в визуализации рассказов участников? 

Юлия Абзалтдинова: На самом деле, и незрячий человек может делиться воспоминаниями через фотографию, которую создал он или зрячие близкие, друзья. Также в проекте «Места реальные-виртуальные-воображаемые» наглядно показано, что создание фотографий не такое уж и трудное дело в наше технологичное время. Нейросети и искусственный интеллект в технологиях и технике еще кратно упрощает создание визуального. Но ни первое, ни второе сегодня невозможно без тифлокомментирования. В вышеуказанном проекте во время съемки я была тифлокомментатором того видимого, на что соавторы направляли фотокамеру в выбранных ими городских локациях. Я объясняла, на что сейчас «смотрит» камера, и что теоретически будет в кадре, и что на самом деле снято на фотографии. В процессе работы с нейросетью в проекте «Я никогда этого не увижу. Я никогда этого не забуду» я тифлокомментировала сгенерированные изображения, а соавторки «сверяли» проговоренное мной визуальное с тем, что у них запечатлелось в памяти или в воображаемом образе.

«Я никогда этого не увижу. Я никогда этого не забуду»

Может ли нейросеть действительно точно передать то, что себе представляют или вспоминают участники проектов? Или здесь это не самое главное и важно передать некое ощущение, эмоцию? 

Юлия Абзалтдинова: Нейросеть не может передать в точности, что у тебя в голове, так как между воспоминанием или воображением есть «прослойки» в виде меня как художника, медиатора и тифлокомментатора. Это и иллюстрирует фрагментарность человеческого восприятия мира. Один человек пытается вербально передать в точности, что у него в голове. Другой, слушающий, пытается точно воспроизвести в голове то, о чем говорится. Априори невозможна точность коммуникации — так мы устроены. Каждый канал восприятия несовершенен, поэтому у нашего биологического вида есть несколько каналов, которые эволюционировали и адаптировались к реальности. Создавая искусственный интеллект, мы и на него перенесли фрагментарную систему генерации «нового», ошибочно очаровались математической точностью машин. Эту линию размышлений я и хотела внести в два последних моих проекта.

Для проекта «Показать то, что нельзя увидеть» вы создали тактильные лайтбоксы: когда зритель подходил к ним, чтобы прослушать аудиозапись с рассказами участников и посмотреть изображения, то лайтбоксы начинали светиться и излучать тепло. В ваших последних двух проектах тактильность также стала важной составляющей: на основе изображений, которые генерировала нейросеть, вы создали тактильные фотоскульптуры. А можете немного рассказать о них? То есть зритель тоже с ними мог как-то взаимодействовать? И почему тактильность так важна для ваших проектов?

Юлия Абзалтдинова: Выбор тактильного слоя в моих работах очевиден. Тактильность — один из двух основных каналов восприятия незрячих и слабовидящих людей. И помимо инклюзивной темы или инклюзивной группы в проектах я включаю инклюзивный функционал в экспозицию выставки для незрячих и слабовидящих посетителей. Поэтому возможность трогать руками инсталляции — это моя обязательная задача как художницы при создании произведений. А также в первом и последнем проектах я добавила аудиальный слой, чтобы дать зрячим посетителям сменить фокус с визуального на тактильный и аудиальный уровни, а незрячим зрителям дать комфортный им уровень восприятия искусства.

«Показать то, что нельзя увидеть»

Не спрашивали ли вы ваших соавторов, что дает им участие в ваших проектах? Почему им это интересно? 

Юлия Абзалтдинова: Да, по итогу мне было интересно, что дало им участие в проектах и что изменилось в их жизни. Основные ответы были о возможности соприкоснуться с созданием искусства, с возможностью еще более социализироваться, отвлечься от рутины. Большое количество участников говорило о чувстве любопытства от участия или соавторства. Также я заметила, что участие в проектах серьезно привлекло их внимание к современному искусству и они стали чаще посещать выставки, а также мероприятия институций современного искусства, причем часто даже не адаптированные для них. Некоторые институции в итоге создали новые или укрепили имеющиеся связи с местными отделениями Всероссийского общества слепых и добавили инклюзивные экскурсии в будущую работу. 

В данный момент вы планируете работать только с темой инклюзии или, возможно, у вас есть какие-то параллельные проекты? 

Юлия Абзалтдинова: На сегодняшний день я думаю, что приостановлю работу над инклюзией и сконцентрируюсь на других темах. Параллельно я работаю над четырьмя разными проектами. Например, после работы над выставкой «Я никогда этого не увижу. Я никогда этого не забуду» темы фрагментарности восприятия мира и децентрализации фигуры художника меня волнуют остро. С имеющимся опытом я хочу вступить в коллаборацию с техническим специалистом, который работает с новыми технологиями и искусственным интеллектом, с целью создать совместный проект. Также в моих планах расширить техники и технологии создания произведений искусства, в частности сфокусироваться на саунд-арте. В будущем году я представлю результат своих новых размышлений и художественных экспериментов. 

Интервью: Евгения Зубченко
Фотографии: Аня Тодич, пресс-служба Дом культуры ГЭС-2;
Даниил Анненков, пресс-служба Дом культуры ГЭС-2;
Юлия Абзалтдинова

Отзывы

Чтобы оставить отзыв, авторизуйтесь

Авторизоваться

Оставить отзыв