Сантьяго Калатрава: архитектор, воплотивший в реальность чудеса природы

Испанского архитектора Сантьяго Калатраву знает весь мир, его проекты являются одними из самых дорогих и необыкновенных, а его талант настолько многогранен, что выходит за грани профессии архитектора. Он проявляет себя в своих проектах одновременно как архитектор, инженер и скульптор. Большинство его проектов находятся на стыке архитектуры и инженерии, невозможного и реального. «Калатрава переводит на язык архитектуры чудеса природы» - написал о гениальном испанце критик журнала New Yorker. Сантьяго Калатрава Вальс родился в солнечной Испании 28 июля 1951 года. С детства будущий архитектор проявлял художественный талант. В детстве посещал художественную школу, изучал основы живописи. В 13 лет родители будущего архитектора отправили его в Париж, чтобы тот смог соприкоснутся с архитектурным наследием этого города. В 1973 году Калатрава заканчивает архитектурный факультет Политехнического университета Валенсии. Темой дипломной работы он выбрал проблему застройки города. Не желая останавливаться на достигнутом, молодой архитектор уезжает в Цюрих (Швейцария), где учится, участвует в конкурсах, а затем работает в собственной студии-мастерской. Калатрава является признанным лидером направления «био-тек» –соединения ультрасовременных технологий и природных форм. Здания в стиле «био-тек» заимствуют формы из живой и неживой природы. Био-тек, или иначе бионика, на практике появился относительно недавно, лет 20-30 назад. Пионерами этого направления были Норман Фостер, Фрай Отто, Николай Гримшоу и, конечно же, Сантьяго Калатрава. Но элементы био-тека можно обнаружить в немецком архитектурном экспрессионизме 1920-х годов или в структурном экспрессионизме 1960-х годов. Тогда было отмечено, что прямое и внешнее копирование биологических форм ведет за собой формирование нефункциональных зон в здании. Уже в конце XX века ведущие современные архитекторы стали сочетать функционал и экономическое решение с биоморфными криволинейными и фрактальными формами, ведь это и есть главная задача био-тека. Кстати говоря, в Советском Союзе в начале 1960-х гг. после симпозиума в Дайтоне (США), посвященном вопросам архитектурной бионики, были предприняты попытки создавать нечто похожее, но это не увенчалось успехом – очень многое оставалось в теории, для реализации проектов нужны были более продвинутые технологии. Примерами могут послужить известные постройки: ресторан «Бермет» в Бишкеке (раньше г. Фрунзе) и Останкинская телевизионная башня в Москве. [caption id="attachment_66100" align="aligncenter" width="614"] Кафе "Бермет", г. Бишкек (ранее г. Фрунзе), Киргизия. Фото 2000 г.[/caption]   [caption id="attachment_66101" align="aligncenter" width="384"] Арх.: Н.В, Никитин, Д.И. Бурдин, М.А. Шкуд. Останкинская башня, 1967, г. Москва. Фото 1960-е, строительство башни[/caption] Био-тек – стиль развивающийся, популярный и перспективный. Архитектура меняется вместе с нашим мировоззрением, на повестке стоят вопросы сохранения природы, человеческого будущего, забота об экологии; появляются новые науки, новые технологии. Это не просто очередной модный стиль, а уже совершенно другая парадигма, новая грамматика архитектуры, которая делает вызов языкам классицизма и модернизма. Благодаря таким архитекторам, как Калатрава, развивается новая философия, новая архитектура и новый язык.

***

 Для эстетики Калатравы характерно новаторское конструктивное решение, тонкие и изящные формы объекта и одновременное сохранение функционала, воплощенная в архитектурном объекте скульптурная пластика. Архитектор неоднократно повторял: «Архитектура – это скульптура, в которую можно зайти». Проекты Калатравы чаще всего имеют асимметричные плавно перетекающие формы, похожие на коконы, крылья птиц и насекомых, рыбьи плавники, перья, яичную скорлупу и другие природные структуры. Он черпает вдохновение в природе; его работы напоминают живые организмы –  они целостны, органичны и подвижны. Все постройки Калатрава делает белыми, объясняя это тем, что белый является суммой множества цветов, он формируется из всех базовых цветов. «Я очень ему симпатизирую, хотя и строил здания, используя и другие цвета: бордово-красный, черный антрацит и естественный цвет материалов: например, алюминия и нержавеющей стали. Но белый цвет — как свет солнца» – говорит Калатрава. Его постройки – гипнотические экзо-скелеты, будоражащие зрителя своим изяществом, филигранностью, выразительностью. Только открыв свою студию, Калатрава стал создавать проекты, в основном это были мосты и вокзалы. Хотя раньше он даже не мог и представить, что добьется такого ошеломительного результата. Будучи подростком Калатрава мечтал стать художником, но во время подготовки к экзаменам ему попалась книга о постройках ле Корбюзье – мэтра функционализма. Это и определило будущее юного Калатравы. Самой знаменитой постройкой раннего Калатравы является мост Аламильо в Севилье (Испания). [caption id="attachment_66102" align="aligncenter" width="513"] С. Калатрава. Мост Аламильо с ночной подсветкой. Севилья, Испания, 1992. Длина: 250 м, высота: 140 м.[/caption] Асимметричный мост пересекал реку Гвадалквивир и соединял с большой землей пустынный остров Ла Картуха, где в 1992 году проходила Всемирная выставка Экспо-92. Мост состоял всего из одной опоры, наклоненной под углом в 58°; ее уравновешивали 13 вант, натянутых словно струны. Внутри устремленного ввысь пилона располагались стальные лестницы, сужающиеся кверху, а под мостом находились отверстия в пролетах, которые пропускали солнечный свет. Кажущаяся неустойчивость и хрупкость моста стала ключом к успеху – приезжающая публика забывала, что собиралась посетить выставку и вместо этого любовалась на новую достопримечательность Севильи. [caption id="attachment_66103" align="aligncenter" width="576"] С. Калатрава. Мост Аламильо. Севилья, Испания, 1992. Длина: 250 м, высота: 140 м.[/caption] Калатрава обрел всемирную популярность после постройки телекоммуникационной башни Монжуик в Барселоне, приуроченной к Олимпийским играм 1992 года. [caption id="attachment_66104" align="aligncenter" width="576"] С Калатрава. Телекоммуникационная башня Монжуик. Барселона, Испания, 1992. Высота: 136 м.[/caption] Башня облицована белой мозаикой по технике «тренкадис», разработанной Антонио Гауди, и изображает атлета, держащего факел с Олимпийским Огнем. Тут Калатрава продемонстрировал свой неординарный взгляд на обычные конструкции – он «вывернул и закрутил» башню так, что с любой точки зрения она выглядит многолико. [caption id="attachment_66108" align="aligncenter" width="413"] С. Калатрава. Телекоммуникационная башня Монжуик. Ракурс снизу. Барселона, Испания, 1992. Высота: 136 м. Фото: ©lifeglobe.net.[/caption] Здание железнодорожного вокзала на ветке «Лион – аэропорт Сент-Экзюпери» – один из примеров использования объектов живой природы в качестве концептуальной основы проекта. [caption id="attachment_66109" align="aligncenter" width="685"] С. Калатрава. Здание железнодорожного вокзала на ветке «Лион-аэропорт Сент-Экзюпери». Вид с крыши. Лион, Франция, 1994.[/caption] В изящной конструкции из стали и бетона угадывается силуэт птицы с распростертыми крыльями. «Крылья», вес которых достигает 1300 тонн, закрывают основное здание вокзала. Стальная крыша состоит из четырех соединенных вместе скругленных сводов, образующих некий арочный хребет. Скульптурная V-образная бетонная опора поддерживает арки в их точке схода. Застекленные боковые экраны заполняют пространство между центральными арками зала платформы и двумя наружными стальными пролетами настила крыши, уравновешивая конструкцию. Интерьер вокзала Калатрава делает похожим на интерьер рядом расположенного готического собора Сен-Жан в Лионе – подчеркнуто вертикальным, со сводчатым перекрытием и неким подобием нервюр. Так была отдана дань традиции, осуществлена связь далекого прошлого и настоящего. [caption id="attachment_66110" align="aligncenter" width="400"] С. Калатрава. Интерьер железнодорожного вокзала на ветке «Лион-аэропорт Сент-Экзюпери». Лион, Франция, 1994. Фото: © Michael Burgstahler via flickr.com.[/caption]   [caption id="attachment_66115" align="aligncenter" width="656"] С. Калатрава. Здание железнодорожного вокзала на ветке «Лион-аэропорт Сент-Экзюпери». Вид с торца. Лион, Франция, 1994.[/caption] В 1991 году Калатрава представляет проект Города искусств и наук в Валенсии. Этот футуристический «город» ежегодно собирает миллионы посетителей, жаждущих изучать науку, технику, искусства и природу. Проект был задуман еще в 1989 году президентом Валенсии Жуаном Лерма, который мечтал построить огромный научный музей. Архитектура комплекса должна была быть уникальной и необыкновенной, поэтому реализацию проекта предоставили никому иному как Сантьяго Калатраве. Строительство запустили в 1994 году. [caption id="attachment_66117" align="aligncenter" width="688"] С. Калатрава. Город искусств и наук в Валенсии. Валенсия, Испания, 1996-2005. Фото: © papelpsiquico.com.[/caption] Этот уникальный архитектурный комплекс на осушенном дне реки Турия включает в себя шесть основных сооружений, каждое из которых по-своему прекрасно и имеет свои особенности. Полусферический кинотеатр и планетарий «Hemisferic» представляет собой огромную комнату с экраном в 900 кв. метров! Облицованный стеклом полусферический объем будто утопает в окружающем его бассейне. [caption id="attachment_66118" align="aligncenter" width="693"] С. Калатрава. Павильон «Hemisferic» ночью, город Искусств и Наук в Валенсии. Валенсия, Испания, 1998. Фото: © Diego Delso.[/caption] Оранжерея и галерея «Umbracle» является своеобразным музеем биологии – здесь часто проходят выставки тропических растений, а также выставки современной скульптуры и живописи. Конструкция «Umbracle» полностью открыта – крыша представляет собой ажурные дуги-арки. [caption id="attachment_66119" align="aligncenter" width="667"] С. Калатрава. Павильон «Umbracle», город Искусств и Наук в Валенсии. Валенсия, Испания, 2000. Фото: © hdwallpapers.li.[/caption] Музея науки Принца Фелипе, который представляет собой большой интерактивный научный центр, стал самым посещаемым местом в стране. Основная цель – поощрять детское любопытство и критическое мышление. Посетителей встречает лозунг: «Запрещено не трогать, не чувствовать, не думать!». [caption id="attachment_66120" align="aligncenter" width="673"] С. Калатрава. Музей науки Принца Фелипе, город Искусств и Наук в Валенсии. Валенсия, Испания, 2000. Фото: © ilovevalencia.ru.[/caption] «Oceanografico» – самый большой в Европе аквариум представляет собой 12 построек разнообразных форм – здание со скругленными белыми «лепестками», огромный айсберговидный павильон, шар из стального каркаса, дугообразный дельфинарий и прочее. [caption id="attachment_66121" align="aligncenter" width="607"] С. Калатрава. Павильон «Oceanografico» город Искусств и Наук в Валенсии. Валенсия, Испания, 2003.[/caption] В комплекс также входит дворец искусств Королевы Софии, построенный в форме белоснежного дельфина, ныряющего в воду и универсальное пространство «Агора», похожее на рыбий спинной плавник; там проходят матчи, концерты, конгрессы. [caption id="attachment_66123" align="aligncenter" width="599"] С. Калатрава. Дворец искусств Королевы Софии, город Искусств и Наук в Валенсии. Валенсия, Испания, 2005.[/caption] [caption id="attachment_66124" align="aligncenter" width="701"] С. Калатрава. Павильон «Агора», город Искусств и Наук в Валенсии. Валенсия, Испания, 2005. Фото: © weatlas.com.[/caption] Одним из первых «заокеанских» проектов Сантьяго Калатравы стала реконструкция Музея искусств Милуоки (штат Висконсин, США). Павильон «Квадраччи» по проекту Калатравы сочетает в себе самые новейшие технологии и инженерные традиции современности. Созданное из белого бетона и стали футуристическое сооружение, напоминающее корабль, сразу же приобрело популярность и международное признание. [caption id="attachment_66125" align="aligncenter" width="632"] С. Калатрава. Павильон Квадриччи Музея искусств Милуоки. Милуоки, Висконсин, США, 2001.[/caption] Вестибюль павильона представляет собой стеклянную параболлическую конструкцию высотой 27 метров, на опорном контуре которой установлена кинетическая солнцезащитная структура – бриз-солей – в форме крыльев с размахом в 66 метров. Раскрываясь в солнечную погоду и закрываясь в непогоду, эти «крылья» регулируют температурный режим и естественное освещение в здании. Эффектно трактованная система «бриз-солей» несет не только эстетическую функцию, но и утилитарную – этого добивался архитектор. [caption id="attachment_66126" align="aligncenter" width="727"] С. Калатрава. Павильон Квадриччи Музея искусств Милуоки. Система «бриз-солей». Милуоки, Висконсин, США, 2001.[/caption] Оперный театр в Санта-Крус – Аудиторио-де-Тенерифе им. Адана Мартина, построенный Калатравой, является настоящим символом столицы Тенерифе и Канарских островов. Здесь испанский архитектор демонстрирует игру объемов и линий, форм и фактур. [caption id="attachment_66127" align="aligncenter" width="675"] С. Калатрава. Оперный театр Аудиторио-де-Тенерифе им. Адана Мартина. Санта-Крус, Тенерифе, Канарские о-ва, 2003.[/caption] Бетонное здание характеризуется впечатляющим и эффектным размахом крыши. Крыша, словно огромная волна, поднимается с основания архитектурного объема, взлетает на высоту 58 метров и, изгибаясь вниз, сужается. Благодаря этой «волне» театр является лучшим в Европе по акустике.  Вход в здание находится под изогнутой бетонной аркой.  Выпирающие клинья основного объема удалены от центра на 15°, образуя при этом ярко выраженный гребень. Это было сделано в первую очередь для отличной акустики, а потом уже для эстетики. Все здание оснащено подсветкой, которая в вечерние и ночные часы придает постройке наибольшую эффектность и театральность. [caption id="attachment_66128" align="aligncenter" width="675"] С. Калатрава. Оперный театр Аудиторио-де-Тенерифе им. Адана Мартина. Санта-Крус, Тенерифе, Канарские о-ва, 2003.[/caption] Калатрава продолжает работать по сей день, создавая впечатляющие проекты. В своих последних работах можно заметить, что архитектор стал более смелым, нежели в ранних постройках; сейчас он создает на первый взгляд совсем невозможные и ирреальные здания. В 2015 году он спроектировал Музей завтрашнего дня в Рио-де-Жанейро. [caption id="attachment_66129" align="aligncenter" width="697"] С. Калатрава. Музей завтрашнего дня. Рио-де-Жанейро, Бразилия, 2015.[/caption] Музей и прилежащие сады Порто Маравилья являлись крупным урбанистическим проектом, подготовленным городом для Олимпийских игр 2016 года. Калатрава говорил, что этот проект совершенно иного профиля и рознится с нашими представлениями о музее. Музей завтрашнего дня будет ориентирован на проблемы экологии, изучать вопросы, связанные с окружающей средой и нашей жизнью. Здание музея низкое и длинное, напоминает нечто из растительного и животного миров – прожилки листьев, их структуру, туловища насекомых, легкое птичье перышко, упавшее на водную гладь. На нижнем уровне расположены административные помещения, магазин, ресторан, лобби, зал, архивы. Консольная крыша с большими мобильными крыльями и структурным фасадов распростерлась в длину пирса, на котором стоит здание. Этим самым здание визуально вытягивается, его ширина минимизируется.  Бассейны, окружающие музей, дарят иллюзию полета постройки. [caption id="attachment_66130" align="aligncenter" width="700"] С. Калатрава. Музей завтрашнего дня. Рио-де-Жанейро, Бразилия, 2015.[/caption]   [caption id="attachment_66131" align="aligncenter" width="699"] С. Калатрава. Музей завтрашнего дня. Рио-де-Жанейро, Бразилия, 2015.[/caption] Среди новых реализованных проектов Калатравы особенно хочется отметить Транспортно-пересадочный узел во Всемирном торговом центре в Нью-Йорке, который открылся совсем недавно. Окулус – так называется проект – соединяет 11 линий метрополитена, станцию пригородного железнодорожного сообщения и паромную переправу. Станция стала самой дорогой в мире – 5,2 млрд. $! В 2004 году архитектор представил этот проект для Нижнего Манхэттена, недалеко от Башен-Близнецов, взорванных в результате террористического акта 11 сентября 2001 года. Огромный Окулус стал своеобразным монументом в память жертвам теракта. Проект представляет собой свободно стоящую конструкцию, напоминающую изогнутый хребет с ребрами, расправленными в разные стороны. Постройка, состоящая из стальных ребер и стекла, сделана в виде большого эллипса. Остекление между ребрами позволяет солнечному свету проникать внутрь пространства с двумя уровнями магазинов. [caption id="attachment_66132" align="aligncenter" width="668"] С. Калатрава. Транспортно-пересадочный узел в ВТЦ. Нью-Йорк, США, 2015.[/caption] Сочетание естественного света, кристально белого цвета и скульптурных форм придают образу постройки изящество и благородство. Создав этот проект, Калатрава подарил Нью-Йорку потрясающий памятник современного искусства. [caption id="attachment_66133" align="aligncenter" width="707"] С. Калатрава. Транспортно-пересадочный узел. Визуализация проекта, 2004. Нью-Йорк, США, 2015.[/caption] Калатраву можно по праву назвать человеком мира: он свободно знает шесть языков, реализация его проектов происходит по всему миру, он всегда в разъездах. Перед созданием какого-либо проекта Калатрава предпочитает приезжать на будущее место своей постройки, пропитаться энергетикой и атмосферой этого места. «Необходимо понаблюдать за этим местом, посидеть или даже поспать — все это позволяет месту слиться с человеком, а человеку — осознать все его особенности: что находится рядом, а что вдалеке, что означает это место, какой его окружает пейзаж, как выглядят горы на горизонте или берег реки. Это называется genius loci — гений места» — говорит Калатрава в одном из интервью. Штаб-квартира Калатравы расположена в роскошном трехэтажном офисе на Пятой авеню в Нью-Йорке. Отсюда он каждый день проводит видеоконференции с отделениями в Валенсии и Цюрихе. На верхнем этаже – личная студия мастера. Сюда не рискует заходить даже его главный юрист и по совместительству жена Робертина. «В студии нет никаких средств связи с внешним миром. Мне каждый день необходимо хотя бы на час выпадать из реальности. И рисовать. Иногда новые проекты, иногда просто бессмысленные узоры» – откровенно говорит архитектор. В свободное от работы время он пишет картины, занимается керамикой и скульптурой – в 2005 году в музее Метрополитен прошла его выставка абстрактной скульптуры. Сантьяго Калатрава представил на суд публики разных стран и континентов многочисленные свидетельства своего неповторимого таланта, который отметили 12 ведущих университетов Европы и Америки, присвоившие испанскому архитектору почетное звание доктора Honoris causa (прим.автора: присвоения докторской степени без защиты диссертации, дается за большие заслуги в гуманитарных сферах). Но Калатрава скромно уходит в тень, не тратя время на всякие выступления по телевизору, и очень много работает, даря миру свои потрясающие и удивительные постройки. «Я не рвусь в высшую лигу архитекторов и терпеть не могу названия вроде “мост Калатравы”. Я хочу строить так, чтобы оставались только здания. Никто, кроме историков, не помнит имен Анфимия из Тралл и Исидора Милетского, строителей Софии Константинопольской (Стамбул). Они, кстати, были не архитекторами, а математиками. И когда попадаешь в этот собор, кажется, никаких имен у них и быть не могло, потому что не может это идеальное пространство быть делом рук человеческих. Поэтому лучше все же вернуться к тому, чему меня учили в Валенсии. Архитектор – не шоумен в погоне за сенсацией. Он тот же рабочий. Матисс писал картины каждый день и считал себя ремесленником от живописи. Вот и я бы хотел так же заниматься архитектурой. С восьми утра до восьми вечера. Каждый день».   

Текст: Анастасия Бойе

Отзывы

Чтобы оставить отзыв, авторизуйтесь

Авторизоваться

Оставить отзыв