Рецензия на выставку «45/68. Лицом к будущему. Искусство Европы 1945-1968»

О том, что было с искусством после войны. Название выставки, проходящей в одном из главных российских музеев, не несет никакого ореола романизма, никаких тайных смыслов и загадок. На огромном темном ролл-апе, висящем при входе в выставку, изображены два числа, две даты, временной отрезок – «45/68» – без лишних слов, деталей, цветовых дополнений. Только числа. В этом есть некая определенность, серьезность; вас уже настраивают на то, что вам расскажут о чем-то очень важном. А второе название «Лицом к будущему» будто подводит итог и дарит нам надежду на лучшее будущее и говорит о готовности к нему. Нам представлена колоссальная передвижная выставка, приехавшая в Россию из Карлсруэ (Германия), где была создана известными кураторами Петером Вайбелем и Экхартом Гилленом. Именно там, на выставке Вайбеля и Гиллена, произошло долгожданное событие – признание советского андерграундного искусства как европейского. В Россию выставка приехала в немного измененном виде, уменьшилось число экспонатов, но тем не менее, под крышей Пушкинского собрали более 200 произведений ведущих художников, творивших в 1940-1960-х гг. – Герхарда Рихтера, Георга Базелица, Марка Шагала, Александра Дейнеки, Пабло Пикассо, Ива Кляйна, Люсьена Фрейда, Фернана Леже, Отто Дикса, Вадима Сидура, Отто Мюля, Элия Белютина, группы Zero, Ханса Рихтера, Армана, Макса Бекмана, Анри Матисса и др. Это поистине важное и громкое событие в российском арт-мире – столько громких имен, столько завораживающих работ… Выставка встречает своего посетителя уже на лестнице, ведущей наверх, в выставочные залы – тут стоит скульптура Осипа Цадкина «Разрушенный город». Изображен человек, вскинувший руки кверху, будто он держит обломки рушащегося здания или падающего неба. Специально ли сюда поставили эту скульптуру или оставили на время? Но прием определенно удачный – нас уже мучает любопытство и вопрос «что же дальше?». Выставка является участником так называемого фестиваля «Оттепель», в котором еще участвует Музей Москвы и Государственная Третьяковская галерея. Но не стоит делать поспешных выводов о том, что выставка в Пушкинском так же посвящена хрущевским временам. «45/68» как бы стоит поодаль темы «оттепели», потому что раскрывает немного иное, но одновременно включает в себя фрагменты из истории советского искусства 1950-1960-х гг. Выставка 45/68 посвящена одной из сложных и событийно насыщенных вех в мировой истории – первым десятилетиям после Второй мировой войны. Экспозиция состоит из семи частей, которые раскрывают основные этапы развития послевоенного искусства. Начинается экспозиция с разделов «Конец войны» и «Скорбь и память», представленные в Белом зале. Продолжает тему раздел «Холодная война», отражающий противопоставление двух политических систем: США и СССР, и художественных традиций: реализм и абстракционизм, массовое и элитарное искусства. Раздел «Борьба за мир» демонстрируют ту сплачивающую, сближающую силу, которая объединила все страны мира. «Новый реализм» и «Новый идеализм» показывают дуальность существующего положения в арт-мире: появляется диалектика между новыми «измами», новые идеи, смыслы, кризис репрезентации, обнуление…. Завершающим моментом выставки становится разговор о событиях 1968 года и раздел «Конец утопии?». Кураторы выставки – Александра Данилова и Данила Булатов – стремились представить широкую панораму европейского искусства, где нет жесткого деления искусства на виды, жанры, направления, страны. Они предприняли попытку поведать зрителю другую историю развития послевоенного искусства Европы, отличную от той, что существовала в эпоху «железного занавеса», в которой триумф абстракции символизировал свободу Запада, а социалистический реализм воплощал консерватизм коммунистического Востока. Это общий взгляд на послевоенное искусство, созданное общими усилиями совершенно разных художников, которых заботили общие темы и проблемы. Одновременно с негативными моментами («холодная война», угроза Третьей мировой войны, локальные конфликты), это была эпоха покорения космоса, расцвета массового потребления и ожидания безграничных возможностей; она позволила людям с надеждой смотреть в будущее. «Это почти утопическое чувство в равной мере разделяли люди Востока и Запада, несмотря на идеологические разногласия. По обе стороны «железного занавеса» в искусстве и культуре происходили сходные процессы, связанные с фундаментальным преобразованием самого понятия “искусство”» – говорят кураторы. Тема представлена очень целостно, разделы плавно сменяются, нам рассказывают историю, а не кидают в океан живописи со словами: «Разбирайтесь сами!». Огромным плюсом является тщательность, подробность представленной тематики. Организаторы смогли передать дух, настроение, погрузить в те непростые времена; мы не остаемся равнодушными. Кураторы проделали колоссальную работу по подготовке материала и представления его зрителям, которые не всегда достаточно осведомлены. Этап за этапом преподносится зрителю очень информативно: кроме живописи, графики, скульптур и инсталляций представлены видео, звуковое сопровождение, баннеры с исторической хроникой, с основными событиями в тот или иной год. Последнее безусловно является большим плюсом выставки, это несет образовательную функцию для тех, кто не знал, хотел узнать или впервые знакомится с таким искусством. На выставке представлены тактильные макеты некоторых картин для слабовидящих – организаторы позаботились обо всех посетителей. Выставка – яркий пример того, как должны строится отношения куратора и курируемого им пространства, отношения куратора и экспонируемых предметов, в данном случае живописи, скульптуры, инсталляции и др. Здесь кураторы помогают развиваться идее в выставке, они не мешают, не показывают своего авторского почерка; тут главную роль играют предметы искусства, и кураторы отходят в тень и позволяют на полную звучать экспонатам. Здесь все происходит по заветам Пола О'Нила, независимого куратора, теоретика и преподавателя: «куратор должен выступать как родитель нового, как повитуха искусства и помогает родится идее в выставке». Освещение в помещении приглушенное, точечное, драматичное. Ничто не отвлекает от искусства. Нет одного какого-либо доминирующего экспоната – они в равном положении. Особенно сильное впечатление произвел раздел, посвященный первым годам после Второй мировой войны. Герой картины Элия Белютина «Три месяца после войны» с пустым и оцепеневшим взглядом, будто боится пошевелится, огромный панорамный коллаж «Сталинград» дадаиста Ханса Рихтера, мешковина и грязь на полотнах Миллареса и Дюбюффе, изображение жертв, костей, кровавое мессиво, поражающая скульптура Вадима Сидура «Треблинка», вызывающая ассоциации с жуткими печами или черепом, и многое другое. Медленно проходя меж стендов и всматриваясь в картины, невольно наворачиваются слезы, нас затягивает, мы ощущаем ту скорбь и боль, которые испытывали люди и, в частности, художники. Далее мы попадаем в колонный зал, где представлены две художественные традиции, существовавшие во времена «холодной войны». Экспрессивный реализм Люсьена Фрейда, Ханса Мейер-Форейта, Вернера Тюбке, Владимира Яковлева стоит в оппозиции к абстракционизму Лидии Мастерковой, Эрика Булатова, Лайоша Кашшака, Тадеуша Кантора, Ласло Лакнера. Раздел «Борьба за мир» подробно показывает, как художники открыто говорили о проблеме военных действий, гонки вооружений, преодоления прошлого и создания новой жизни. Яркий пример активной гражданской позиции подал Пабло Пикассо. В 1951 году он пишет картину, посвященной резне в Корее. Он обличает зверство американских военных, ужас военной операции, в ходе которой погибло много мирных жителей. Пример Пикассо вдохновил многих живописцев: Ханса Грундига, Хорхе Кастильо, Карла Отто Гётца и др. В небольших выставочных залах нас ждет искусство начала 1960-х гг – информель, кинетизм, концептуализм, «русский» поп-арт, неоконструктивизм, конкретное искусство. Тут интересы западных и восточных художников сплетаются: есть параллели в творчестве Франциско Инфанте-Араны и Отто Пине, Риммы Заневской и Вячеслава Колейчука, Оскара Рабина и московской группы кинетистов «Движение» и немецкой Zero». Особенно остроумно выглядят две рядом расположенные работы: живопись Дмитрия Краснопевцева «Упакованные предметы» и инсталляция Христо «Сверток», обе 1963 года. Эксперименты проходили везде – и на «свободном» Западе, и на «традиционном» Востоке. Наконец, мы заходим в завершающий выставку зал, где представлено искусство конца 1960-х. Вместе с работами Ги Дебора, ситуационистов, группы SPUR, Зигмара Польке висят фотографии, изображающие важные события 1968 года – восстания в Париже, студенческие волнения в Милане, Пражская весна, война во Вьетнаме. Это было время переосмысления прошлого, люди мечтали порвать с ужасным прошлым и стремится к новому будущему, построенному их руками, а художников интересовали новые темы, проблемы – спектр языков искусства расширялся. На зрителя безусловно давит этот калейдоскоп из фотографий, видео-хроники, картин, инсталляций… Остается открытым вопрос, на котором заканчивается экспозиция – «конец утопии?». Мы в некоем смущении, нас оставляют наедине со своими мыслями, в голове много вопросов, среди которых – «Какое будущее нас дальше ожидает? Сможем ли мы построить его без стольких жертв?» Выставка продлится до 21 мая 2017 года.

Автор статьи: Анастасия Бойе.

Отзывы

Чтобы оставить отзыв, авторизуйтесь

Авторизоваться

Оставить отзыв