«Мы взяли на себя роль экспериментаторов»

Зульфия Илькаева о новом пространстве «Дебаркадер-30» в Набережных Челнах

В этом году на ярмарке молодого современного искусства blazar регионом года стал Татарстан, что неудивительно — там с каждым годом увеличивается количество художественных инициатив и объединений, появляются новые институции и площадки. Так, например, в апреле 2024 года в Набережных Челнах появилось новое культурное пространство — «Дебаркадер-30», расположенное на плавучей деревянной пристани 50-х годов. Что это за место и почему именно там решили показывать современное искусство, в интервью ArtTube рассказала куратор площадки, художница Зульфия Илькаева.

Зульфия, расскажите, пожалуйста, об истории этого места. Когда появился деревянный дебаркадер? Что в нем было после распада Советского Союза?

Зульфия Илькаева: «Дебаркадер-30» был построен в 1957 году в Нижегородской области в городе Городец по типовому проекту 50-х годов. В то время преобладающим стилем являлся сталинский ампир, поэтому наш дебаркадер сохранил узнаваемые черты: украшенные колонны, но без ажурности, множество декоративных элементов. Это единственное здание сталинского ампира в Челнах, потому что наш город начал строиться в 70-80-е годы прошлого века, когда в архитектуре уже преобладал модернизм. У нас в основном белые панельки и модернистские общественные здания. Дебаркадер какое-то время служил как пристань в Нижнем Новгороде, затем в Тольятти, а с 70-х годов и до сегодняшнего дня он базируется в Набережных Челнах. До нулевых дебаркадер работал как пристань, соединяя камские города и дальше по Волге. В нулевые его стали передавать из рук в руки. Там открывались рестораны и кафе, например известный в городе ресторан «Венеция», где отмечали свадьбы, выпускные и юбилеи.

Как возникла идея создать в нем культурное пространство? И почему именно дебаркадер, а не что-то более традиционное?

Зульфия Илькаева: Такая идея появилась после того, как челнинский меценат Тагир Сунгатуллин купил дебаркадер. Он занимается развитием проектов в районе ГЭС, помогает школам, домам культуры, библиотеке, музею. И прошлой осенью он узнал, что дебаркадер продается, а это все-таки значимое место для Челнов. Дебаркадер всегда манит, потому что находится на одной из главных набережных — и твой взгляд никогда его не упустит. Для многих он еще имеет значение и как пристань. Говорили, что именно дебаркадер — это место, через которое человек делал свой первый шаг в город. Однако прежние хозяева сильно подпортили состояние дебаркадера. Когда Тагир Сунгатуллин его выкупил, нужно было понять, что вообще можно с ним сделать. Зимой, когда мы размышляли над тем, как заново показать дебаркадер горожанам, пришли к идее открыть выставку. Люди начали активно ходить на выставку, и мы поняли, что есть очень большой интерес, есть публика, для которой это можно делать. И именно тогда мы приняли решение, что дебаркадер должен развиваться как культурное пространство. Мы сразу запустили лабораторию для челнинских художников, а также детскую лабораторию по театру и начали планировать другие выставки.

Дебаркадер работает по своему прямому назначению в качестве плавучей пристани или уже нет? То есть, условно говоря, можно ли к нему приплыть?

Зульфия Илькаева: Сейчас, к сожалению, нет. Хочется, конечно, возродить его причальную функцию. Этим мы тоже занимаемся, но процесс сложный. Кама обмелела, и какие-то суда просто не могут подходить близко к берегу. И сам дебаркадер, как я уже говорила, пока не в лучшем состоянии.

Какие проекты уже были реализованы? В чем их особенность?

Зульфия Илькаева: Первым проектом стала выставка камских художников «Стечение», в которой участвовало 14 авторов. Потом мы создали лабораторию молодых челнинских художников, которых отобрали по опен-коллу. Мы с ними целый месяц встречались, проводили лекции и интенсивы, а по результатам открылась выставка «Новый курс». В июле мы вместе с режиссеркой Региной Будяшкиной отобрали участников для детской театральной лаборатории и сделали спектакль «Если бы я был рыбой». В августе открылась совместная с фондом «Солнце внутри» выставка «Предметный разговор» — о женщинах с инвалидностью, рассказывающих, что помогает им жить. Сейчас вместе с художественной группой «Нежные бабы» из Калининграда проходит лаборатория по видео-арту, по ее итогам 3 октября откроется выставка, и она будет в этом сезоне последняя, потому что на дебаркадере еще нет отопления. В течение зимы мы планируем делать открытые показы в институциях как в Челнах, так и в ближайших городах.

Само место диктует какие-то особенности в плане экспонирования или, к примеру, посещения? Здание все же старое, возможно, есть какие-то ограничения?

Зульфия Илькаева: Поскольку дебаркадер на ремонте, то свободное посещение не подразумевается. Пока мы приглашаем людей только через регистрацию, где они знакомятся с правилами посещения. Есть ограничения по количеству зрителей. Пока так, но ремонт там активный и, думаю, скоро уже можно будет говорить о свободном посещении. Мне нравится, что мы с каждым проектом открываем какие-то новые помещения на дебаркадере. На первой выставке использовался большой зал на втором этаже, а также зона кухни. Мы почистили весь второй этаж, провели электричество, сделали хороший свет, и он ожил. Для второй выставки было решено использовать первый и второй этажи, в итоге засиял и первый этаж. Для третьей выставки мы открыли еще один большой зал на первом этаже. 

А чем вас лично заинтересовало это место? Почему вам захотелось там работать?

Зульфия Илькаева: Наверное, тем, что здесь можно говорить о других Челнах. Я объясню. Из-за завода «КАМАЗ» город Набережные Челны прежде всего известен как автоград. А подобное ограничивает людей, ведь у города на самом деле богатая история. Он развивался с XVI века, благодаря тому что расположен на реке. Это был поселок-пристань. Возили соль с Прикамья, металл с Урала и хлеб с Приволжья. Отличный пункт соединения Камы и Волги, а также городов на этих реках. Из-за того что дебаркадер находится на воде, есть возможность говорить про Челны как про город на воде, а не про город, который строит грузовые автомобили. Мне интересно и важно работать с подобным контекстом.

Какие цели и задачи вы ставите перед собой как куратор площадки?

Зульфия Илькаева: Глобальная цель — развитие культуры и искусства Татарстана и Прикамья. На первом месте работа с горожанами и для горожан, а потом уже работать в масштабах Татарстана, России и мира. 

Ориентируетесь ли вы на какие-то примеры в России или за рубежом, занимаясь развитием площадки? Возможно, вы сотрудничаете с другими институциями?

Зульфия Илькаева: Пока я ориентируюсь на наших ближайших соседей. Это ЦСК «Смена» из Казани, с которыми мы хорошо дружим и помогаем друг другу. В Уфе мы в хороших отношениях с Посольством музея ZAMAN. Я также слежу за Центром городской культуры в Перми. Мне нравится, как они работают с городскими историями. Конечно, мы следим за многими культурными площадками, но я сейчас назвала ближайшие, которые по масштабу и по территории интересов ближе к нам.

Вы планируете показывать только местных художников из Татарстана — или в планах привозить авторов и из других регионов, в том числе и из Москвы?

Зульфия Илькаева: Мы показываем не только локальных художников из Татарстана. Даже на первой выставке «Стечение» мы привезли авторов из разных городов на Каме, а она протекает не только в Татарстане, но и в Башкортостане, Удмуртии и в Пермском крае. В планах на следующий год есть идея сделать выставку с одним московским фондом.

А какие еще есть планы по развитию пространства?

Зульфия Илькаева: На дебаркадере был гостиничный отдел, и в будущем мы можем открыть арт-резиденцию для художников. Хочется, чтобы здесь появился книжный магазин с сувенирной продукцией, кофейня или бар. Дебаркадер нам еще подскажет, какие функции он может на себя взять. Мы же в свою очередь взяли на себя роль экспериментаторов и пробуем разное. Какая приживется и какую будут хорошо воспринимать горожане — так мы и будем развиваться и дополнять дебаркадер. 

Интервью: Евгения Зубченко

Отзывы

Чтобы оставить отзыв, авторизуйтесь

Авторизоваться

Оставить отзыв