«Мы словно собирали пазл»

Сергей Баландин и Алексей Корси о выставке самарского искусства в Москве

В конце октября завершится выставка самарских художников «Их неудержимо клонило в сон», проходящая в Stella Art Foundation. Проект погружает зрителя в размышления о путевых состояниях и изменении обстановки. Переезд из Самары в Москву, будь то на поезде или автомобиле, становится метафорой длительного процесса изменений, разворачивающихся постепенно, шаг за шагом. Экспозиция передает атмосферу путешествий, где встреча с новой реальностью обостряет восприятие, но одновременно убаюкивает. В интервью ArtTube кураторы проекта Сергей Баландин и Алексей Корси рассказали о том, почему выставка не является ретроспективой самарского искусства, какие еще идеи там можно обнаружить и что происходит с самарской художественной сценой сегодня.

Какие цели и задачи вы как кураторы ставили перед собой в рамках выставки?

Сергей Баландин: Создать выставку репрезентирующую самарское искусство в Москве, прежде всего. Не только выявить общую тему, некую ситуацию, объединяющую художников (в нашем случае это сон в дороге), но и масштабировать произведения художников под новую площадку, сделать их видимыми в столичном контексте. Ведь многие из этих художников привыкли работать в более стесненных условиях.

Алексей Корси: Выставка является частью большóй программы фонда «СФЕРА» по представлению и подсвечиванию для московского зрителя актуального искусства художников, базирующихся в других городах России. У нас не было задачи выделить художников из Самары в самостоятельное течение или художественное направление, но, скорее, донести до посетителей выставки разнообразие новейшего живого искусства, происходящего где-то далеко от привычного для московского обывателя контекста. В целом же проект задумывался как вторая часть совместного проекта фонда Stella Art Foundation и галереи «Виктория». Первой была выставка «Из-за тебя я здесь», которая представляла российское и зарубежное искусство из коллекции Stella Art Foundation в пространстве галереи «Виктория» в Самаре. Тогда-то мы и задумали организовать ответную выставку и показать самарское искусство в Москве, в новом пространстве фонда Stella.

Темы выставки — мотив пути и встречи, сновидения — появились сразу? И почему именно эти темы вы посчитали важными? 

Сергей Баландин: Работа над выставкой шла по необычному для меня сценарию, заданному моим партнером, Алексеем Корси, для которого важным было визуальное единство выставки. Мы словно собирали пазл, выискивая схожие детали будущей экспозиции, и, сложив основной костяк выставки, обнаружили рисунок: мотив обочины, который объединяет все элементы. Тихая, но полная копошения, жизнь вдоль большой трассы. В этот образ вошли пейзажи Олега Симбата и Яны Арбузовой, фуры Виолетты Гришиной, история голубя Алексея Журавлева, туалет-сфинкс Александра Филимонова и горящая избушка Антона Вейса. 

Алексей Корси: Наша экспозиция неформально вливается в общую тенденцию развития связей между региональными институциями и самоорганизациями с культурными центрами в Москве и Санкт-Петербурге. В этом смысле мотив путешествия и встречи оказывается не только общей темой подобных проектов, но и необходимым условием организации рабочего процесса и насущной реальностью всех участников процесса. Поэтому проблематизация и концептуализация этих тем и показалась нам уместной при подготовке проекта.

Можно ли назвать выставку ретроспективой самарского искусства в том плане, что здесь собраны самые яркие самарские авторы? Или художники и работы отбирались для проекта по какому-то иному принципу? 

Сергей Баландин: Это далеко не все любопытные и важные художники Самары. Как я уже сказал экспозиционная целостность для нас была важнее, и мы совсем не собирались исчерпать самарскую тему для Москвы. Что-то приберегли на будущее. Вы сказали «ретроспектива». Это неверно уже потому, что мы не даем исторического обзора самарского искусства, какой был, например, на выставке «Течения. Самарский авангард 1960-2012», которая проходила в 2012 году в Самаре и даже номинировалась на премию «Инновация». Мы — говорю от лица галереи «Виктория» — ставим перед собой цель постоянно возвращаться к самарскому искусству, поэтому тематический подход нам ближе.

Есть ли работы, специально созданные для выставки?

Сергей Баландин: Да, это крупные полотна Яны Арбузовой и Кирилла Гурова. Специально были созданы отпечатки и позитивы фотосерии «Шелковый путь» Димы Птицына, инсталляция Алексея Журавлева, а также «велосипедист» Андрея Сяйлева.

Расскажите, пожалуйста, об особенностях и отличительных чертах современного самарского искусства. Можно ли сегодня выделить самарское искусство как отдельное направление?

Сергей Баландин: Оно все больше интегрируется в российский контекст. Его нельзя назвать локальным. Все больше художников учатся в онлайн-школах современного искусства, отзываются на актуальные темы, работают с новыми материалами. Мы, конечно, любим порассуждать об особом пути самарской культуры, но, откровенно говоря, самарское искусство стало интернациональным.

Критик и искусствовед Константин Зацепин в тексте «Агенты перемен без культурной политики. Опыт Самары» писал, что с 1990-х годов до середины 2010-х самарская художественная сцена активно развивалась, а затем наблюдалась некоторая стагнация. А что происходит с современным искусством сейчас в Самаре? Появляются ли новые художники, художественные инициативы, институции?

Сергей Баландин: Вы ссылаетесь на текст 2016 года. С тех пор в Самаре появилось много интересных инициатив: от частных маленьких, почти квартирных галерей (среди них регулярно работают ОССИ «МИ» или «Сион») до таких центров современной культуры, как «Нулевая комната»или «ЗИМ Галерея». Разнообразие местной сцены можно оценить на Самарской квартирной триеннале. Молчу об открытии в этом году филиала Третьяковской галереи, и так понятно, что это огромное событие для Самары.

Несмотря на то, что самарское искусство имеет давнюю историю, сами местные художники в большинстве своем искусством не зарабатывают. Почему так происходит?

Алексей Корси: К сожалению, большинство художников, независимо от места проживания, не зарабатывают своим искусством. В первую очередь это связано с низким спросом на произведения искусства. Понимание функциональной необходимости нахождения подобного объекта в жилом пространстве и его роли в проживании повседневности еще только обретает свои очертания, что мы можем заметить по опыту проведения ярмарок современного искусства последних лет.

Сергей Баландин: Многие московские галеристы, в том числе работающие с 1990-х годов в интервью говорят, что в России нет арт-рынка. Если его нет в Москве, чего вы хотите от города, в котором три галереи? Предложение рождает спрос. Иногда думаю, что в Самаре не хватает именно предложения. Грамотно составленного, таргетированного предложения.

Насколько московской публике интересно самарское искусство?

Сергей Баландин: Как оказывается, интересно. В последние годы галерея «Виктория» участвует в ярмарках современного искусства и не уезжает с пустыми карманами. Москвичи регистрируются и на наш самарский Осенний аукцион, и борются там за Яну Арбузову, за Ивана Ключникова, за Леонида Шерешевского. А выставка «Их неудержимо клонило в сон» собирает только положительные отзывы.

Как вы считаете, что нужно делать для дальнейшего развития Самары как культурного центра? 

Сергей Баландин: Крупный федеральный музей у нас уже есть, частный центр современного искусства тоже есть. Осталось современное образование и рынок. Мы работаем в этом направлении.

Сергей, в 2022 году в ЦСК «Смена» в Казани открылась выставка «Волга: Маршрут перестроен». Это один из первых совместных проектов с галереей «Виктория» в Самаре, который направлен на создание условий для культурного обмена между региональными сценами современного искусства. А за последующие два года были реализованы какие-либо аналогичные проекты в других городах? Или, возможно, есть планы где-то еще показать самарское искусство в ближайшем будущем?

Сергей Баландин: Крупных выставок не было. Но была выставка «Уход в лес» в галерее «Пересветов переулок» в том же 2022-м, и не забывайте про ярмарки. Их у нас было уже пять: в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде и Казани. Впереди еще две. Каждая для нас как выставка. И да, мы надеемся, что «Их неудержимо клонило в сон» станет гастролирующим проектом.

Интервью: Евгения Зубченко
Фотографии: Анна Ефимова, Натела Сулаквелидзе

Отзывы

Чтобы оставить отзыв, авторизуйтесь

Авторизоваться

Оставить отзыв