Модульная вселенная
Одна из тенденций современной культурной жизни столицы – выход за пределы Садового кольца. Речь идет не о районных выставочных залах, а об абсолютно новых пространствах, где контемпорари арт – постоянный житель. Одним из таких пространств является «Полиграфический цех». Арт-площадка располагается в одном из залов многопрофильного техникума имени Л. Б. Красина. За последние месяцы в «Полиграфическом цехе» прошло несколько выставок современного искусства, а недавно он стал участником параллельной программы V Московской международной биеннале молодого искусства, открыв выставку «Модуль».
Кураторы экспозиции работали в рамках основной темы биеннале – «Глубоко внутри». Именно поэтому экспозиция – это творческая попытка освоения взаимодействия макро – и микромиров в выставочном пространстве. Кураторы Кирилл Жилкин и Ева Аракчеева (они же художники проекта) «вклеили» в бледно-темные цвета бывшего полиграфического цеха 10 ярких кубов – арт-объектов. Каждый художник рисовал по две стороны многогранника: Ева Аракчеева изображала увеличенную поверхность камней – авторская метафора макрокосмоса, а Кирилл Жилкин рассматривал те же самые объекты, только на «молекулярном» уровне – отсылка к микрореальности, как он сам пояснял: «Я изображал то, что происходит внутри камней». Художники пытаются заглянуть «глубоко внутрь» материального и визуализировать отдельные части его единого целого. «Каждый куб – это два типа поверхности, альянс двух авторов и двух живописных манер. Они дополняют друг друга.», – констатирует художник и куратор Кирилл Жилкин. Результат проделанной работы – изображения современной реальности, где все объекты (живые и неживые) имеют идентичную основу – определенным образом структурированные молекулярные ряды, движущиеся частицы и энергетические волны. Единое содержание под призмой художественных предпочтений авторов становится видимым и доступным для невооруженного глаза зрителя. «Нарисовав кубы, мы создали нечто новое, не на что ранее непохожее», – поясняет Кирилл Жилкин. Художники ломают толстую стену между мирами: природным и искусственно созданным руками человека. С помощью зумирования авторы пытаются поставить знак равенства между двумя антагонистическими сферами. Создавая физическую цепочку элементов, художники нарисовали альтернативную картину мира. Путешествие от одного яркого куба к другому по темному цеховому пространству – походило на космическую одиссею, где каждый отдельный модуль – это целая вселенная со своим ярким ландшафтом и уникальной предысторией. Выставочное пространство будто играет роль осязаемого космоса, в котором располагаются микро – и макромиры – модули. Куратор Кирилл Жилкин уточняет: «Человек всегда стремился к неизведанному, в космос. Это макро вселенная. Позже он открыл молекулярный мир. В этом случае речь идет уже о микрокосмосе». Зал и арт-объекты – некая законченная архитектура, каждый элемент которой имеет СВОЕ место. Поменяв положение модулей в пространстве, изменится основной нарратив экспозиции. Простейшая арифметика – «от перестановки мест слагаемых сумма не меняется» – здесь не применима, так как четкая структура микроэлементов – вещественный фундамент всех объектов. Авторы проекта по-своему сконструировали окружающую нас реальность. Схематически вселенная со всеми ее микро и – макро, составляющими уместилась в одном помещении. Однако, если для ее воссоздания хватило одного зала, то для анализа экспозиции не хватит одной единственной интерпретации. Помимо явной темы – столкновения естественного и искусственного, прослеживается еще одна – «Человек такой же многогранник/ модуль/ куб, каждая сторона которого – уникальна». Пытаясь добраться до сути неизведанного – проложить дорогу в космос, изучить траекторию движения микроэлементов, человек порой забывает, что он сам – макро – и микрокосмос, который стоит каждый день заново открывать и капаться в глубинах сознания, познавая себя. Новые миры находятся не только за границами нашего поля зрения, они, возможно, есть в нас самих. Нужно только присмотреться.
Автор: Ксения Сергиенко.