Группа ZERO: нулевая точка искусства

Как и любое значимое движение в искусстве, группа Zero («Ноль») возникла спонтанно. У истоков группы, образовавшейся в 1957 году и сделавшей Дюссельдорф метрополией современного искусства, стояли молодые художники – Отто Пине, Хайнц Мак, Гюнтер Юккер. Группа противопоставляла свое творчество немецкой информель, которая в те годы было всемогущим и очень влиятельным направлением в немецком послевоенном искусстве.

Группа Zero: Хайнц Мак, Отто Пине и Гюнтер Юккер, 1962 г. Фото: ©ZERO foundation.

Группа художников-авангардистов, не разрывая связи с авангардом 1920-х гг., выдвинула новые художественные принципы. Желая очистить немецкое искусство от абстракции, художники обратились к понятиям пространства и времени в космогоническом видении.
Они поставили цель найти новую почву для искусства после войны. Искусство Zero стало нулевой точкой отсчета, обновлением и перерождением.
В 1960-е годы многих западных философов и художников стала интересовать проблема восстановления модернизма после ужасного прошлого. В том числе их интересовал вопрос «нуля», «нулевой точки». Среди них были Теодор Адорно, Морис Мерло-Понти, Ролан Барт и другие. В эти годы группа Zero выпустила свой первый манифест в духе раннего авангарда, озаглавив его «Zero – это тишина. Zero – это начало». Ноль – это не символ нигилизма, отрицания всего – это точка отсчета, момент пустоты, в которой рождалось новое искусство.
Хайнц Мак. Свет и движение настенного зеркала, 1960 г. 
Помимо немецкой Zero, были другие группы с подобными названиями – «Гутаи» из Японии, «Ноль» из Голландии, «Новые реалисты» из Франции, «Азимут» из Италии.
«Нулевики» поддерживали отношения с ведущими художниками того времени – Лучо Фонтаной, Ивом Кляйном, Марком Ротко, Пьеро Мандзони, которые разделяли их намерения оппонировать абстрактному экспрессионизму и другим появлениям бессознательного. Творчество группы соприкасалось с оп-артом, кинетическим искусством, ленд-артом, абстрактным экспрессионизмом.
Гюнтер Юккер. Арт-объект с гвоздями.
 
Художники исследовали взаимодействие человека и природы, выражали свои замыслы с помощью световых и кинетических конструкции, монохромной живописи, используя при этом технологические средства, предметы индустриальной культуры. Любимыми материалами группы стали алюминий, рассеивающий свет, гвозди, песок, веревки, стекло. Зеркало и осветительные приборы также служили основами скульптур.
Гюнтер Юккер. Космическое видение. 5 световых дисков, 1961,1981 год.
 
Хайнц Мак (род. 1931) изучал философию в Университете Кельна и после окончания учебы он начал исследовать проблемы света и движения. В 1950-х гг. он создавал световые рельефы и световые кинетические конструкции, сделанные из полированного металла, который отражал цвета окружающего мира. В 1958 году он обнародовал свою теорию «динамических структур» в эссе «Покой беспокойства». Чаще всего он использовал полированный алюминий, стекло, зеркала, пластик – на поверхностях этих предметов бликовал и играл свет.
Хайнц Мак. Разнообразные колонны, 1960-1969. Фото: © Собрание Фонда Зеро.
 
Отто Пине (1928-2014), как и Хайнц Мак был создателем группы (потом к ним присоединился Юккер). Пине так же изучал поведение света и цвета, работал с дымом и огнем. В 1957 году он изобретает сетчатую/решетчатую живопись – тип трафаретной живописи; были созданы полутоновые экраны с ритмично расставленными цветовыми точками. Этот тип постоянно развивался и модифицировался. Так, развитие этого типа осуществилась в работе «Световой балет» (1959) – свет от движущихся факелов проецировался через цветовую сетку. Это расширяло восприятие зрителем пространства.  В 1959 году он создал «Дымовые картины», олицетворяя этим простые природные энергии. В его «огненных» картинах слегка сжигался слой растворителя на пигментированной бумаге – получались органические формы из сажи и остатка краски.
Отто Пине. Распространение солнца, 1966. Фото: © Собрание Фонда Зеро.
 
Гюнтер Юккер (род. 1930) учился у Отто Панкока в Дюссельдорфской Академии искусств. В 1956 году впервые начал использовать гвозди в своем творчестве. В 1960 г. он присоединился к группе Zero. Он также как его коллеги изучал поведение света, оптические явления, движение, визуальный процесс кинетического или ручного вмешательства. Гвоздь для Юккера – основной материал, художественное средство, которое по сей день остается центральным в его искусстве. С 1960-х гг. он начал забивать гвозди в разные предметы – мебель, музыкальные инструменты, предметы домашнего быта. Спустя время он сочетал тему света и гвозди, чтобы создавать иллюзию движения. Помимо этого, он использовал песок, воду, электричество. В его творчестве можно увидеть интерес к авангарду 1920-1930-х гг., к культуре и философии Дальнего и Ближнего Востока.
Гюнтер Юккер. Рояль.
 
Кстати, именно Юккер был первым западным авангардистом, приехавшим в 1988 в Москву (Центральный дом художника) со своей выставкой. Эта выставка вызвала у советских людей настоящий фурор.
Группа распалась в 1966 году, и каждый из участников занялся самостоятельно продолжил искания в области современного искусств.
Сейчас участников группы Zero называют «тремя королями послевоенного европейского авангарда». Своими новыми изобразительными средствами «нулевики» совершили переворот в искусстве конца 50-х. Пине, Мак и Юккер, как и их последователи в Германии, Франции, Италии, Нидерландах и Бельгии, для своего творчества применили совершенно новые, современные художественные формы.
Художники «ZERO» начинали свое искусство с нуля. Используя в своих работах как техническую аппаратуру, так и естественные компоненты – свет, дым, огонь и воду, они освобождали искусство от элементов традиционной живописи. Вместе с тем, они были открытыми для различных художественных идей. Художественный язык и формы участников «ZERO» были весьма дифференцированными. Такие традиционные жанры изобразительного искусства, как живопись и скульптура, дополнялись инсталляциями и просто… действиями. То есть движение «ZERO» выражало дух времени, отдавая должное современной действительности и одновременно – выражая новую связь с жизнью».
Жан-Хуберт Мартин, директор дюссельдорфского музея «Дворец искусств».
Хайнц Мак. Световой рельеф, 1958. Алюминий на дереве. Фото: © ARNDT.
Текст: Анастасия Бойе.
 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв, авторизуйтесь

Авторизоваться

Оставить отзыв