«Эта выставка про волшебство и неожиданные воспоминания»

Александр Зайцев о предновогодней групповой выставке «Очень тонко» в Textura Gallery

Проект «Очень тонко», который можно посетить до конца декабря в Textura Gallery на территории ЦТИ «Фабрика», объединяет в одном пространстве работы художников двух галерей: ArtTube Editions, специализирующейся на тиражном искусстве, и галереи Textura, работающей с текстилем. В рамках выставки куратор Александр Зайцев отталкивается от шелкографии Валерия Чтака, выстраивая ритмичные связи между представленными работами. Еще одним важным образом выставки стал «тот самый серый диван» из мастерских фонда «СФЕРА», где Александр Зайцев проработал много лет и которые закрылись в 2022 году. Что это за «тот самый диван» и как он стал экспонатом — читайте об этом и о многом другом в интервью с Александром Зайцевым.

Вдохновением для выставки послужила шелкография Валерия Чтака «Очень тонко». А что для тебя значит эта работа?

Александр Зайцев: Меня привлекла сама фраза с изображением линии, поскольку она рождает множество параллелей, даже формальных. Я решил интерпретировать ее значение и изображение линии-нити по-своему. Для начала я немного отстранился от глубинных смыслов каждого автора, участвующего в выставке, потому что, если в них начинать сильно закапываться, то не найдешь концов. Все художники по-своему хорошие, но при этом хотелось их объединить. Так что основным принципом стала рифма. Она может быть визуальная, может быть контекстуальная или какая-то шутливая. Принцип подбора — когда работы рифмуются между собой или когда могут находиться в диалоге сразу с несколькими другими работами. Например, на центральной стене расположено несколько работ Валеры и конкретно шелкография «Очень тонко», а буквально напротив нее — веер Людмилы Барониной, где изображен человек, но он очень иллюстративный, наивного исполнения. И фраза Anti Body. Я увидел прямое влияние Валериных шуток или Валериного облака юмора, как я это называю, и решил расположить такую рифму: ты смотришь и видишь «Очень тонко», разворачиваешься, а там деревянная рука держит веер с надписью «антитело». Или, например, нити в работе Вероники Малякиной будто бы входят в верхушки деревьев, изображенные Славой Нестеровым. Или работа Димы Кадынцева, где изображена задняя часть лавки. Я принял решение повесить ее на нижнем уровне, ближе к полу, и поставить стул, чтобы сидя на стуле смотреть на лавку. А можно сидеть на диване и смотреть через стул на лавку. В итоге все работы и объекты на выставке связаны друг с другом словно той самой линией-нитью. Визуально, контекстуально или шутливо.

Всех ли художников ты знал до того, как начать работу над проектом? Возможно, открыл для себя кого-то? Ведь тут не только авторы галереи ArtTube Editions, с которой ты сотрудничаешь, но и художники галереи Textura.

Александр Зайцев: Действительно, многих художников из галереи Textura я не знал, но всегда здорово открывать для себя новые имена. Например, мне очень понравилась Евгения Тут с ее изображениями, которые сначала были нарисованы на ткани, затем отсканированы и распечатаны. Когда подходишь к ним близко, то замечаешь текстуру ткани. Подобную глубину сложно рассмотреть на фотографиях работы в интернете. Или Anna Bat. Она делает очень милые и игривые работы, к примеру мягкие игрушки в виде птицы киви и киви-ягоды, объединенные в одной авоське. Замечательный юмор, который мне нравится.  

Центральным образом стал «тот самый серый диван» из мастерских фонда «СФЕРА» , где все сидели и общались во время выставок. А это действительно тот самый? 

Александр Зайцев: Да, это тот самый. Впервые я его увидел в мастерской фонда на улице Буракова, когда приехал туда в резиденцию в 2015 году. На самом деле, диван как раз был первым, что мне бросилось в глаза, он стоял прямо посередине мастерской. Потом он перекочевал на Правду, затем на Малую Грузинскую, где получил новый серый чехол, и потом уже, после закрытия мастерских, переехал на склад.

Ты о нем говоришь прямо как о старом товарище.

Александр Зайцев: Как я и писал в тексте к выставке, новогодняя выставка немножко про чудо, волшебство и про неожиданные воспоминания. И мне вспомнилось, сколько было пережито разговоров с многочисленными художниками и зрителями на этом диване. Он стал частью мастерской. Конечно, диван можно назвать и центральной фигурой выставки, но также он является и сугубо функциональным объектом. Я не хочу из него делать фетиш, вокруг него много историй, но это просто диван, на котором удобно общаться и зрителям, и художникам. На выставке мне просто захотелось уйти от классического белого куба, создать в галерее уют, чтобы зрители могли не только посмотреть работы, но еще и отдохнуть. Тем более что это предновогодняя выставка. Время праздника. Мне как зрителю после московской суеты иногда хочется, придя в галерею, немножечко замедлиться, попить чаю и поболтать с друзьями. 

Ты курируешь выставки не только других художников, но и свои тоже. Есть ли отличия между курированием собственной выставки и проектами других авторов? 

Александр Зайцев: Да, есть. Как будто с собой проще договориться. Себе даешь больше поблажек, но когда курируешь выставку других художников, то появляется повышенное чувство ответственности, учитывая, что хочется равнозначно хорошо показать целую группу людей.

Как у куратора у тебя есть некий подход, своя методика? 

Александр Зайцев: Пока не выработал и не уверен, что мне это нужно на данном этапе. Интересно ставить перед собой новые задачи и решать их. 

Поскольку скоро Новый год, хочется попросить тебя пожелать что-нибудь нашим читателям. 

Александр Зайцев: Я бы пожелал не ждать чуда, а создавать его своими руками.

Интервью: Евгения Зубченко
Фотографии: Мария Шолохова

Отзывы

Чтобы оставить отзыв, авторизуйтесь

Авторизоваться

Оставить отзыв