«Для меня свобода это самое важное»

Костя Серп о своей выставке My fav

В галерее К320 представлена персональная выставка Кости Серпа My fav. Тотальная инсталляция о переходе из физического мира в мир нематериальный, где каждый объект является и главным, и второстепенным одновременно. В интервью ArtTube Костя Серп рассказал о том, какие еще идеи здесь заложены, о своих любимых проектах и о том, почему ему трудно расставаться со своими работами.

Ты говорил, что выставка My fav посвящена Валерию Чтаку. Как считаешь, сможет ли зритель считать это посвящение? 

Костя Серп: Я думаю, что не сможет, да и в целом, наверное, и не должен, потому что это мое личное посвящение. Мне не хотелось, чтобы в проекте были даже намеки на Валеру или на его художественную практику. С помощью своего визуального языка я говорю о своем личном отношении к тому, что происходило и с Валерой последний год, и со мной. 

На выставке, как мне показалось, был перформанс. Ты что-то доставал из пакета и продавал зрителям. А что это было?

Костя Серп: Это был не перформанс. Я просто подготовил к выставке маленькие значки, на которых были образы с выставки, а поверх написано My fav. Мне хотелось, чтобы зритель забрал с собой частичку выставки и носил с собой. Я продавал их по 150 рублей, такой мерчевый вариант. Со школьной скамьи я ходил на разные субкультурные концерты и там продавались маленькие значки с символикой различных групп, у меня осталось их очень много с тех времен. Я давно хотел сделать подобные значки к своей выставке. Думаю, буду и в дальнейшем делать, мне понравился такой формат.

По ощущениям, возник даже некий ажиотаж в связи с этими значками.

Костя Серп: Да. Всем реально они понравились. Сначала люди не понимали, что они покупали, потому что я их завернул в бумажные свертки, как раньше в советское время в аптеках продавался витамин C. Каждый из них я подписал и пронумеровал. Это была такая тиражная история от художника, коллекционная вещь. 

Ты в целом активно сотрудничаешь с независимыми художественными площадками. В апреле у тебя была совместная с Элиной Марусовой выставка «ICYDK» в соседней галерее másla lissé. Почему тебе интересно показывать свои проекты в самоорганизациях, а не в галереях?

Костя Серп: В таких некоммерческих пространствах как будто бы чуть больше свободы. Для меня свобода — самое важное, что есть в моей практике. Мне сложно работать, когда меня обременяют какими-то условиями и рамками. В таких дружественных пространствах у меня появляется дополнительное вдохновение. Мне приятней работать, когда у меня не просят портфолио, когда там не идет речь о сложных институциональных материях.

Ты долгое время работал как уличный художник, затем заинтересовался русским авангардом и зарубежным абстракционизмом, стал заниматься живописью, также создаешь скульптуры и объекты, не чужд тебе и перформанс. Скажи, пожалуйста, а есть ли у тебя самый любимый твой проект? Или, возможно, важный и знаковый для тебя?

Костя Серп: На данный момент, пожалуй, My fav я считаю любимым. На втором месте проект Present Perfect, который я делал у себя в мастерской. Мне он очень нравится. Я показывал два аквариума на фоне надписи Present Perfect: в одном из них была живая мышка, а рядом с ней лежала маленькая пластиковая змейка. В соседнем аквариуме находилась большая живая черная змея. И еще один проект, который мне тоже очень нравится — New fucking account. В последнее время меня жизнь направляет в сторону духовных практик, что отражается и на моей художественной деятельности. Как раз этот проект был тоже про духовное. Когда-то бабушка мне читала Библию, просвещая меня духовно, так сказать, и в послании к Коринфянам были слова про пшеницу, о том, что тело тленно, а душа нетленна. Когда пшеница прорастает в земле, то ее тело превращается в другое тело — в росток. В детстве я так ярко себе представлял, как из маленького семечка пробивается росток и появляется действительно другое тело. Эти метаморфозы я пронес через всю жизнь. Во взрослом возрасте я перечитал Библию и само послание, нашел для себя очень много интересных моментов. Собственно, та выставка была про тело и про то, как оно живет на земле и переходит в метафизическое пространство.

Если посмотреть твой инстаграм*, то там в основном выложены твои работы, созданные под влиянием русского авангарда и зарубежного абстракционизма. Это самое важное направление в твоих художественных практиках? 

Костя Серп: Совершенно нет. Я веду аккаунт очень давно и с самого начала выкладывал туда все то, что связано с моей уличной деятельностью. Геометрическая абстракция — это мой уличный проект.  Я довольно мало сделал студийных работ с этой тематикой. Мне кажется, геометрическая абстракция сейчас никому не нужна, поскольку является пережитком далекого прошлого, а вот на улице она смотрится интересно. Я очень много подобных композиций сделал на товарных поездах, при чём еще не выкладывал фотографии никуда.  

В интервью для блога Винзавода ты говорил, что тебе очень тяжело продавать свои работы, трудно с ними расставаться. Эта ситуация сохраняется до сих пор? Не каждый может твои работы приобрести?

Костя Серп: Да, правда. Видимо, у меня есть внутренняя проблема. Я сильно привыкаю не только к своим работам. Например, когда берусь курировать какую-то выставку других художников, то и к чужим работам привыкаю, даже влюбляюсь. Мне начинает казаться, что это почти что мои работы. И расстаться с ними после выставки мне тяжело. Настолько они становятся для меня родными. Просто испытание для меня. Бывало, что по окончании выставки я в итоге покупал работы у художников, поскольку не мог с ними расстаться. Со своими работами тоже аналогично. Я знаю, что с этим надо бороться.

Ты также говорил, что рекомендуешь всем художникам иметь стороннюю профессию, чтобы не думать о деньгах, создавая искусство. То есть ты искусством не зарабатываешь? 

Костя Серп: Ну как не зарабатываю. У меня бывают продажи два раза в год. Но это, скорее, проблема предыдущего вопроса. А вообще, да, конечно. Если человек себя комфортно чувствует в какой-то другой профессии, при этом ему удается совмещать ее с художественной практикой, то почему бы и нет. Есть много примеров, когда профессия не мешает искусству, а даже помогает. У меня есть друзья художники из таких профессий: геодезист (Дима Гред), инженер-конструктор (Ваня Белов). Очень уважаю. Да что далеко ходить, Анри Руссо всю жизнь работал налоговым инспектором и при этом вот стал великим. 

А чем ты занимаешься помимо искусства?

Костя Серп: Честно говоря, я стараюсь о себе не распространяться. Зрителю не важно, кто такой Костя Серп в жизни, ему интересны работы или, например, философия художника. Личная жизнь художника интересна скорей искусствоведам и историкам.

И ты им пищу для ума не даешь.

Костя Серп: Да, не даю. Я в этом смысле издеваюсь над людьми, которые в будущем будут изучать мое творчество. Если будут, конечно.

Кое-что о тебе все же известно. Ты по профессии режиссер-документалист. Помогает ли тебе твоя профессия в искусстве? 

Костя Серп: Помогает, конечно. В свое время я много смотрел кино и получил массу знаний о построении кадра и о восприятии его зрителем. Например, какие сочетания цветов больше всего привлекают внимание или как по кадру двигается глаз. Наверное, эти технические моменты, которые я оставил из профессии, мне помогают. 

А почему ты в итоге не стал работать в направлении документального кино?

Костя Серп: Режиссеры-документалисты всегда очень ограничены в средствах. Им нужно постоянно обивать пороги в поисках бюджетов на свои фильмы, а когда находишь финансы на стороне, тебе частично приходится плясать под чужую дудку. А за свои деньги снимать очень тяжело и накладно.

Расскажи, пожалуйста, о своих ближайших проектах. Возможно, ты сейчас над чем-то работаешь?

Костя Серп: Я постоянно над чем-то работаю, и это все варится где-то в голове, в душе, в сердце. А потом оттуда уже выходит какая-то штука мощная.

Ты обычно долго вынашиваешь идеи?

Костя Серп: Бывает прям очень долго. Иногда так происходит, что я возвращаюсь к какой-то идее из далекого прошлого. Смотрю, например, старые фотки. Я снимаю иногда на пленку и пересматриваю кадры. Что-то цепляет вдруг, я возвращаюсь к этому, начинаю переосмысливать, и что-то классное получается.

Интервью: Евгения Зубченко
Фотографии: Денис Лапшин

*Принадлежит корпорации Meta, признанной экстремистской на территории РФ.

Отзывы

Чтобы оставить отзыв, авторизуйтесь

Авторизоваться

Оставить отзыв