Выставка «Места в первом ряду» Павла Отдельнова

Выставка «Места в первом ряду» Павла Отдельнова
04 декабря 2025 - 14 декабря 2025

Две работы Павла Отдельнова — «Trinity» и «Зрелище» — были частью проекта «Звенящий след», подготовленного художником в рамках программы резиденций 6-й Уральской биеннале современного искусства. Но выставка «Места в первом ряду» обращается даже не к истокам советского атомного проекта на Южном Урале, а к полигону Аламогордо. Именно там 16 июля 1945 года состоялось первое испытание ядерного оружия, названное «Тринити» (Trinity test). «Громадное зеленое суперсолнце, — писал корреспондент "Нью-Йорк Таймс" Уильям Лоуренс, единственный представитель прессы, допущенный на испытания, — за какую-то долю секунды поднявшееся, пока не коснулось облаков, с поразительной яркостью осветило вокруг себя землю и небо». «Я сделал эту работу для выставки в бывшем общежитии засекреченной лаборатории. Добавил небольшую картину на основе известной фотографии. Идея проекта была очень проста: мы начинаем смотреть на явление как на завораживающее зрелище. И после понимаем, какова была непомерная человеческая цена этого "зрелища"» (Павел Отдельнов).

Многим людям в целом свойственно жаждать чего-то грандиозного, на что можно смотреть, развалившись в удобных креслах. Чаще всего такие «аттракционы» рукотворные, словно специально устроенные так, чтобы человек мог выбрать момент, расположиться и созерцать. Так, в Лас-Вегасе в 1950-х продавали билеты на крыши домов, чтобы каждый мог увидеть новые яркие солнца — ядерные испытания на соседнем Невадском полигоне. Когда рядом нет событий, которые дают ощущение вовлеченности, появляется стремление создать собственный «сюжет», позволяющий почувствовать себя частью происходящего. Это происходит в разных средах: придумывается локальная драма или мистификация, которая дает возможность занять позицию человека «внутри истории». Механизм превращения происходящего в зрелище никуда не делся, в эпоху постправды и соцсетей он лишь принял другие формы. Найти «сенсацию» становится все проще, и вот уже желающие спешат поделиться вопросами, теориями, паникой, и чем больше реального вреда наносят их сплетни, чем сильнее горят иллюзорные солнца, тем сильнее радость от ощущения пульса эпохи. Можно снова устроиться в креслах и созерцать.

«Слово "звенеть" на языке атомщиков означает звуковой сигнал, которым счетчик Гейгера оповещает о повышенном радиационном фоне. Радиация невидима, ее нельзя почувствовать и узнать о ней без специальных приборов, при этом она оказывает разрушающее воздействие» (Павел Отдельнов). Тех, кто решит усесться в кресла, будет также сопровождать этот тихий звук, переводя опасность в ощутимый физически план. Этот образ разрушения можно перенести и на информационную среду: как и радиация, незримо, постоянно разъедают реальность полуправда, манипуляции, ложь, сплетни и паника, жажда наживы на «горячих новостях». Именно поэтому проект «Места в первом ряду» — тоже звучащий.

Садитесь и смотрите — вы в центре событий.

Павел Отдельнов, PollyT

«Я познакомился с Полли, когда она несколько раз обращалась ко мне в рамках ее работы в Институте современного искусства Иосифа Бакштейна, в котором я сам когда-то учился. Мне важно поддерживать независимых художников и кураторов, продолжающих работать в России, и конечно, ИСИ, в котором я учился. Поэтому приглашение показать мои работы на "Фабрике" я принял сразу — это место я ценю и хочу, чтобы оно продолжало существовать. Для выставки были выбраны две работы из проекта "Звенящий след" (2021). Сегодня они, как мне кажется, особенно точно откликаются на происходящее в мире. Ситуация спокойного наблюдения за разворачивающейся катастрофой вызывает у меня чувство отвращения. При этом я не могу обвинить зрителей, сидящих в адирондакских креслах. Я как будто и сам среди них, не в силах ни остановить, ни отвести взгляд» (Павел Отдельнов).

«Меня привлекает желание сформировать отношение к тому, что стало частым случаем — жажда управляемой драмы для созерцания и ощущения пульса эпохи. Я поняла, что идеальной метафорой явления являются две работы из проекта Павла Отдельнова «Звенящий след». Поскольку сделать проект с ним хотелось давно (я глубоко люблю его работы, часто возвращаюсь на его сайт и слежу за новыми проектами в сетях), то я решила ему написать. Павел заинтересовался идеей, согласился — я очень благодарна ему, а то, какую помощь оказали его друзья в подготовке, мои коллеги, — это неоценимо.
Важно было сделать емкий, минималистичный проект, где каждый сможет ощутить коррозию жажды событий наедине с собой (поэтому доступ будет в зал не более 4 человек единовременно), сев на места в первом — единственном — ряду» (PollyT).

Расписание работы выставки:

4 декабря — 19:00-21:00

5 декабря — 16:00-21:00

6 декабря — 15:00-19:00

7 декабря выставка не работает

8-11 декабря — 18:00-20:00, возможно посещение раньше - по запросу, писать PollyT

12 декабр — 16:00-21:00

13 декабря — 15:00-19:00

14 декабря — 16:00-20:00

Второй двор, строение 11, вход по центру, около мозаичных птиц, третий этаж, налево. Карта

 

Спасибо коллегам

за помощь в техническом оснащении:
Евгения Буравлева, Русина Шихатова

за помощь в организации выставки:
Елизавета Алексеева, Лия Аширова, Ольга Бабина, Анна Бутусова, Оксана Виноградова, Илья Ершов, Хлоя Кайлани, Светлана Калашникова, Екатерина Козлова, Алена Ларинц, Наталья Межерицкая, Александра Мелешкова, Моно Катя, Екатерина Мергер, Анна Салимзянова, Екатерина Соловьева, Мирослав Тесла, Илья Харт, Елена Феклистова

 

Пространство NoNameForNow можно найти так: второй двор, строение 11, вход по центру, около мозаичных птиц, третий этаж, налево. Карта 

Центр Творческих Индустрий Фабрика

Россия, Москва, Басманный, 105082, Переведеновский Переулок 18

Отзывы

Чтобы оставить отзыв, авторизуйтесь

Авторизоваться

Оставить отзыв