Выставки «Пространство тишины» Ивана Михайлова и «Pokemon Go Go Go» Гриши Сельского

«Пространство тишины» Ивана Михайлова и «Pokemon Go Go Go» Гриши Сельского. Эти работы пополнили собрание МАММ в 2025 году. С помощью фотографии и видео художники исследуют пустынные ландшафты — территории, на которых о жизни человека напоминают лишь некоторые оставленные им следы, артефакты.
Некоторое время назад весь мир буквально охотился за персонажами онлайн-игры Pokemon Go. Игроки перемещались в пространстве, чтобы через камеру смартфона обнаружить в настоящем пейзаже и тут же «поймать» нарисованного в виртуальной реальности «карманного монстра». Люди не спали, травмировались и даже попадали в ДТП в погоне за добычей. Но вскоре бум угас. Сельский показывает растерянных, словно ожидающих продолжения игры персонажей в меланхоличном ландшафте, оставленном пользователями. Покемонов больше никто не ловит — они пойманы временем (или безвременьем?), музеефицированы.
Работая с привычным для глаза и бессобытийным, Михайлов продолжает давнюю традицию в истории фотографии, представленную прежде всего авторами Дюссельдорфской школы фотографии Берндом и Хиллой Бехерами. В своих проектах они проявляли статуарность и эпическую составляющую в архитектуре эпохи индустриальной революции — водонапорных башнях, газгольдерах, зернохранилищах... Эльгер Эссер и Алек Сот сложили визуальные поэмы о крупнейших реках Европы и США. Стивен Шор открыл «саспенс» в обыденном, обнаружил притягательность в том, что для всех остальных было «слепым пятном». В разные годы МАММ представлял персональные выставки этих художников российскому зрителю. Но если Шора интересуют место или объект как «вещь в себе», то для Ивана Михайлова важно, как один и тот же объект может приобретать разные смысловые коннотации в зависимости от изменения окружающей среды. Так, обычно заполненные людьми места досуга на зимних фотографиях Михайлова пустынны. Взгляд фотографа сосредоточен на пляжных зонтиках, вышках спасателей, детских горках — предметах, на которых мы редко фиксируем внимание в оживленной толпе отдыхающих. В зимнее время года на безлюдных пляжах и набережных эти объекты становятся доминантами пространства. Лишенные своего «летнего» функционала, они выглядят пронзительно — будто покинутыми навсегда, как некогда ажиотажно востребованные, а сегодня «забытые» покемоны в инсталляции Гриши Сельского.
Россия, Москва, Хамовники, 119034, Улица Остоженка 16