Выставка Никиты Ходака и Евгения Малышева «Симуляция грез»

В размышлении о будущем мы полагаемся на наш опыт и восприятие прошлого. Когда технологии стремительно развиваются, а мы за ними не успеваем, то перестаем отличать фантазию от реальности. Бытие — это ткань, сшитая из лоскутов событий. Симуляции объектов и явлений, генерирование информации — правдивой или нет — плотно зашивается в полотно реальности. В произведениях художники Никита Ходак и Евгений Малышев ставят под вопрос реальность в мире симуляций, используя генеративные образы в жестком смешении символов, материалов и технологических решений.
Работы подчеркивают дихотомию яркого и монохромного, сложную структуру и разнообразие форм, напоминающих как органические, так и механические элементы. Яркие, насыщенные цвета в произведениях Никиты Ходака контрастируют с глубокой фактурой фигуративной живописи Евгения Малышева, создавая мощное визуальное напряжение. Возникает ощущение, будто цветные элементы вспыхивают на фоне спокойных пространств. Такой контраст подчеркивает разницу между безжизненным и оживленным, статичным и динамичным.
Сложные формы и линии в работах Ходака демонстрируют движение и состояние перехода. Геометрические формы передают порядок и точность, напоминающие двоичный код и визуализирующие искусственный интеллект. Резкость этих элементов воплощает логическую природу машинного обучения, представляя видение будущего, основанное на тотальности и алгоритмичности.
Представленные в проекте картины Малышева композиционно состоят из трех пластов — реалистического, коллажно-цифрового и символического, — каждый из которых смешивается с другим. С одной стороны, образы передают героев узнаваемого типа фотографий на память о морском отдыхе, с другой — становятся эпитомами счастливых и непременно широко улыбающихся людей. Помехи, проступающие сквозь их тела и едва угадываемые лица, морской пеной разлетаются по холсту, оставляя острые фрактальные следы. Репетативность, серийность этих изображений становится и метафорой повторяемости форм и параметров в природе, копирования генов и побочно возникающих во время этого процесса мутаций и ошибок, на которые влияет лишь случай, но которые влияют на дальнейшее развитие вида.
За счет того как взаимопроникают цифровые элементы в материальную среду, из описанных нейросетевых артефактов складывается второй пласт работ Евгения Малышева, сотканный с помощью коллажной техники. По словам художника, коллаж как медиум — скорее, следствие, чем осознанный выбор. Следствие глобальных и узнаваемых культурных феноменов и наслоений, влияния разных цивилизаций друг на друга.
Символизм — третий пласт произведений Малышева — проявляется в том, что художник создает внутри сюжета картины целостную систему отсылок, которая, впрочем, не закрывается от зрителя, а приглашает его присоединиться к своеобразному живописному гипертексту. Сопоставление пост-дигитальных артефактов в работах авторов служит визуальной метафорой симбиотических отношений между человеком и машиной. Коллажность техник роднит авторов, но если Никита Ходак использует яркий дизайн пост-интернет эстетики, то Евгений Малышев собирает свои произведения в меланхолично монохромной гамме. Важно, что оба автора используют формы и элементы, созданные искусственным интеллектом, предполагая будущее, в котором технологии обеспечивают структуру и эффективность, однако экспрессивные, более хаотичные штрихи подразумевают, что человеческая интуиция и воображение будут продолжать играть решающую роль в формировании этого будущего.
Хотя искусственный интеллект может воспроизводить и даже внедрять инновации в рамках определенных параметров, именно непредсказуемое вливание человеческих эмоций и экспрессии не позволяет произведениям искусства стать «стерильными», механистическими. Мы становимся свидетелями начала дискуссии о роли технологий в нашей жизни: о том, как они могут внести одновременно порядок и хаос, ясность и путаницу, простоту и сложность. Авторы рассматривают место и контекст как лоскутный материал из разных наслоений и следов. И если пространство — это архиватор культуры, то задача художников — распахнуть перед современностью двери этих архивов.
159F Gallery
125 009, Россия, Москва, ул. Тверская, 3