Выставка-лаборатория «Заблудиться в этом дне»

Основная цель лаборатории заключалась в синтезе принципов процессуального искусства и living art. Участникам было предложено вести документацию своего дня в форме расписаний и личных нарративов, отражающих пережитые события и воспоминания. Художественное произведение в данном контексте предстает как документ реальности — способ проживания жизни, раскрывающий ее многогранность и демонстрирующий различные подходы к пониманию и интерпретации жизненного опыта. Форма выставки не предполагает прямую презентацию и показ самих событий, а перемещает прожитую жизнь в среду искусства, тем самым объектизируя время и жизнь. Экспозиция становится пространством, в котором время фиксируется и материализуется, превращаясь в объект осмысления и художественного высказывания.
В этом пространстве данная практика трансформируется в метанарратив о времени, процессе и результатах, особенно актуальный в свете отмененного изначального проекта выставки. Отмена проекта стала катализатором для глубокого осмысления ожиданий и ценности художественного процесса. В качестве куратора я предложила участникам продолжить практику и просто ждать — ждать выставки, которая может и не состояться. Это стало примером работы с собственными ожиданиями и акцентом на важности процесса, а не результата. Если в процессе выявляется «зерно», которое увлекает и вдохновляет, нет оснований его останавливать. У художника значительное время уходит на невидимый, нематериальный труд — размышления, созерцание, прогулки, чтение и знакомство с новым. Эти процессы, на первый взгляд, могут казаться незначительными, но именно в них формируются ключевые идеи и решения, которые в конечном итоге приводят к результатам. Наша память, как концепция, цепляется за события, выстраивая из них модели реальности, что соответствует буддийскому пониманию «анатта» — отсутствия постоянной сущности. Обращение к буддийской философии, которая постулирует отсутствие времени в материальном мире и акцентирует внимание на мгновенности бытия, позволяет рассматривать проект как попытку преодолеть линейность времени. Каждый момент здесь — это «здесь и сейчас», вспышка, несущая в себе потенциал художественного высказывания.
Отправной точкой экспозиции является предположение: «Если искусство — это жизнь, то жизнь чья? Художника». Художественное произведение предстает как сложный временной континуум, включающий время преконцепции, осознания и реализации идеи. Жизнь художника — это совокупность действий, решений и поступков, зафиксированных и осмысленных, что развенчивает иллюзию «ничего не происходит». Фактографическое перечисление микро-событий — случайно пролитый кофе, идея, пришедшая в метро, неудачное свидание, прогулка под дождём, непрочитанная книга — формирует детализированный портрет жизни, где рутина и случайность обретают художественную ценность. Фактализация повседневности становится актом документации реальности, превращая обыденное в артефакт.
Выставка как медиум в данном случае продолжает идеи концептуализма, напоминая о том, что «всё есть Искусство и Искусство есть всё». Она подчеркивает, что границы между жизнью и искусством не существуют. «Заблудиться в этом дне» представляет собой личное размышление о способах и методах работы в современном искусстве, подтвержденное коллективным опытом проживания жизни.
Параллельная программа к выставке:
15 июня 17:00-18:00 - кураторская экскурсия по экспозиции
20 июня 19:00-21:00 - коллективное чтение выставки
1 июля 19:30-20:30 - финисаж выставки, кураторская экскурсия по экспозиции
Radugadesign, пер. Сыромятнический 4-й, 1, стр. 6, Москва, 105120, Россия