Выставка художницы Аннушки Броше «Пандора. Распаковка»
Московский музей современного искусства представляет персональную выставку современной мультидисциплинарной художницы Аннушки Броше, партнёром которой выступила платформа «Авито Услуги». Выставка демонстрирует творчество художницы за последние 25 лет — в экспозицию вошли как ранние произведения, так и недавние работы, часть из которых была выполнена непосредственно для проекта в ММОМА.
Однако зрителя не ждет ретроспектива в ее классическом понимании: переосмысляя вещи раннего периода, собирая из них новые инсталляции и намечая следующие вариации развития темы, Аннушка создает разветвленный метанарратив об искусстве и женщине. В том числе, о способах существования художницы в современном арт-процессе. На данный момент в нем участвует много интересных и заметных женщин-авторов, однако в 1990-х начале 2000-х гг., когда Аннушка начинала свою карьеру, ситуация выглядела совсем иначе. По большому счету, Аннушка Броше была одной из тех, кто положил начало изменениям гендерного дисбаланса в актуальном российском искусстве.
Главный ключ к прочтению разделов выставки — личность художницы. Отсылки к мифологическим и литературным персонажам, встречающиеся в разделах экспозиции, в конечном счете ведут к фигуре самой Аннушки с ее размышлениями, жизненным и художественным опытом. Лейтмотивом проекта стал древнегреческий миф о первой женщине Пандоре, созданной божественной волей из глины. Подняв крышку пифоса, она выпустила в мир многочисленные беды и несчастья. Впрочем, вместе с ними человечеству досталась и надежда. В центре первого раздела выставки - образ человека. Несмотря на хрупкость и бремя необратимых изменений, человек является носителем невероятной силы духа, способным на преодоление природных ограничений и творение новой жизни. Такой выбор определен как культурными аллюзиями и параллелями, связанными с образом человека, так и личным опытом мастера.
Во второй части проекта рассматривается уже не индивидуальное переживание, а социальная сущность коллективного, закономерности истории и вопросы эстетики. В данном случае понятие красоты Аннушка Броше рассматривает предельно широко: от нравственной категории до товара и инструмента капиталистического воздействия. В фокусе внимания художницы также оказывается расположенный в Тверской области заброшенный Конаковский фаянсовый завод, ранее носивший название Кузнецовский. В прошлом там трудились тысячи людей, и его продукция расходилась огромными тиражами по всему Советскому союзу. Находя осколки прошлого, художница выступает одновременно и как хирург, накладывающий швы на разрывы эпох, и как археолог, достающий из-под пыльных завалов удивительные артефакты, напоминающие сокровища неведомой цивилизации. В эпилоге выставки рефреном звучит миф о Пандоре, дерзнувшей поднять крышку рокового пифоса. Однако этому дана уже иная интерпретация, связанная со стремлением современной художницы исследовать, или же “распаковать”, новые мифологии, создавая на их основе искусство.
В экспозицию войдет более 200 работ, выполненных мастером за последние 25 лет в самых разных жанрах и техниках: от живописи и графики до инсталляции и видео-арта. Основной акцент сделан на керамике, которую Аннушка Броше активно создает в последнее время и видит как метафору женщины и ее творчества. Также будут показаны произведения, подготовленные специально для выставки в ММОМА.
В рамках коллаборации с «Авито Услугами» художница создала работу, продолжающую сюжет, связанный с продуцированием и восприятием видов женской красоты в массовой культуре и масс-медиа. Парящая над лестницей инсталляция напоминает об отпечатках помады на зеркале и предлагает поразмышлять на тему хрупкости и эфемерности красоты и вносит интимную ноту, которую можно интерпретировать и как любовь к себе, и как романтическое послание. «Авито Услуги» также разработали онлайн бьюти-проект, который позволяет взаимодействовать с искусством через нейл-арт и подготовили слайдеры для маникюра, созданные по мотивам произведений Аннушки Броше.
г. Москва, Гоголевский бульвар, д. 10