Николай Кошелев. The Moon Pool. Архив
Государственная Третьяковская галерея совместно с галереей «Триумф» представляют выставку-инсталляцию «The Moon Pool. Архив», превращающую зал музея в театральное пространство, которое отсылает зрителя к эстетике «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Автор проекта Николай Кошелев вдохновляется эстетикой Серебряного века, русского символизма, обращается к наследию художников объединения «Мир искусства».
Выставка Николая Кошелева продолжает практику классиков московского концептуализма по делегированию авторства вымышленным художникам. Достаточно вспомнить Шарля Розенталя — Кабакова или Николая Бучумова — Комара и Меламида. В отличие от борющихся с «заразой» авангарда и тяготевших к классике упомянутых героев, художник-персонаж Николая Кошелева является верным адептом философии и эстетики символизма.
Проект повествует о нереализованной неким вымышленным художником начала XX века
Александром Зильверхофом театральной постановке, которая должна была быть осуществлена в рамках «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Это определяет мультимедийный характер экспозиции, а также систему повторяющихся и рифмующихся символов, отсылающих к стилистике и эстетике художников круга «Мир искусства».
Согласно «найденным документам», Александр Зильверхоф вырос в Германии в семье
российских эмигрантов, получил филологическое образование и занимался немецким романтизмом. В 1903 году он приехал в Россию и познакомился с художниками объединения «Голубая роза». Встреча с ними вдохновила Зильверхофа на создание балетной постановки, в основе которой лежат идеи и биография немецкого драматурга Генриха фон Клейста. В либретто, написанном художником, рассказывается о девушке, которая в поисках умиротворения выходит в лунную ночь на берег пруда, где остается наедине со своими видениями и постепенно превращается в одно из них. Работа над постановкой длилась до 1906 года и не была завершена.
Найденный архив включает более ста произведений: эскизы и фрагменты сценографии,
фоновый занавес (задник), керамические слепки персонажей, сюжетные зарисовки, текст
либретто и другие материалы.
Работа над проектом — попытка эстетического переосмысления как задач современной живописи, так и интерьерной пластики русского модерна, поэтому в экспозиции большое место уделено не только живописи и графике, но также керамике в технике майолики и предметам декора. Воображая события параллельные реальной истории, Николай Кошелев предлагает погрузиться в пространство мифа, где главными действующими силами становятся фантазия и эксперимент.
Стратегическим партнером художника стала Ольга Флер, основатель широко известного благотворительного проекта Meet For Charity, важный аспект деятельности которого – развитие меценатства в России. Благодаря этому партнерству удалось привлечь к участию в организации выставки мецената Зою Галееву, Управляющего Партнера «Центра по работе с проблемными активами».
Куратор выставки: София Ковалева
Архитектура выставки: Ксения Лукьянова
Россия, Москва, Якиманка, 119049, Улица Крымский Вал 10