Маленькая история искусства. ПОХИЩЕНИЕ ЕВРОПЫ

Маленькая история искусства. ПОХИЩЕНИЕ ЕВРОПЫ
01 июня 2024 - 28 июня 2024

Две картины стали основой для выставки 2024 года – это «Похищение Европы» (1910) Валентина Серова и «Купание красного коня» (1912) Кузьмы Петрова-Водкина. Казалось бы, что между ними нет ничего общего, ничего объединяющего. Тем не менее, мы попытались выстроить некоторые взаимосвязи.

Оба художника, и Серов, и Петров-Водкин, решали для себя новые, нехарактерные для их творчества задачи (на тот момент). Серов – реалист, один из лучших портретистов своего времени, создает картину плоскостную, декоративную. Он фантазирует на тему древнегреческого мифа, слегка искажая литературную основу, но следуя традициям недавно открытой Крито-Микенской культуры: сочетание ярких, лаконичных, дополнительных по отношению к друг другу оттенков, условное изображение фигуры и лица царевны Европы, подобное древнегреческой статуе Коре, лишенное индивидуальности и эмоций. Еще вспоминается знаменитая фреска Кносского дворца, Таврокатапсия или Игра с быком, или прыжки через быка, цветовые сочетания которой повторяет художник в своей картине-эксперименте.

Важным для нас – тем, на что делался акцент, – было композиционное решение картины. Построение сделано по диагонали из нижнего левого угла к верхнему правому, в этом направлении плывет бык-Громовержец. А фигура царевны располагается почти по вертикальной оси симметрии полотна. Выстроив такую схему, мы достаточно легко компонуем картину и это, вкупе с цветовым решением – сочетание цвета фона с терракотовым цветом быка, – делает работу посильной для выполнения самыми юными авторами шести-семи лет.

А что же Красный конь? Позвольте предложить вам создать собственную композиционную схему этой картины. (Это можно сделать в книге отзывов). Будет интересно, насколько совпадут наши аналитические опыты…

«Это тот редкий случай, когда и детям повезло и мастеру. Именно она привнесла в обучение детей ремеслу рисунка и живописи абсолютно новые задачи и с необыкновенной внешней лёгкостью добилась прекрасных результатов…

Меня поразило, как педагог дает ребёнку возможность познавать шедевры искусства, произведения гениальных художников разных эпох. Но в той же степени меня изумляют дети, сами выбирающие объекты для собственного познания и воплощения своей интерпретации. Уверена, каждый смотрящий эту галерею образов улыбнётся и скажет гениально! Преувеличением не будет.» - Т. С. Юрьева, профессор СПб ГАИЖСА им. Репина, доктор искусствоведения

«Идея совместить занятия рисунком и живописью с изучением истории искусства, мысль оригинальная и плодотворная. Речь идет не о параллельных занятиях — на одних учатся рисовать, на других изучают историю искусства, — а о непосредственной работе с произведениями известных мастеров. Как преподавателю мне хотелось бы сравнить этот способ работы с современными интенсивными методиками обучения языку, которые элиминируют искусственно создаваемые трудности при традиционном обучении. Здесь в одно и то же время учимся смотреть и видеть, чувствовать цвет (какой он), создавать колорит (почему такой, а не другой), осваивать композицию, улавливать разницу стилей и изобразительных приемов, и тем самым, без всяких натужных умствований и непонятных теорий красоты становимся своими людьми в мире изобразительных искусств. А значит, научаемся смотреть незамыленными глазами на мир — просто, большой мир вокруг нас, — которого мы чаще всего не видим.» - А. Г. Погоняйло, профессор СПбГУ, доктор философских наук

«Методика М. Хлобыстиной на практике оказывается захватывающе интересной: увлеченный рассказ о логике «построения» картины обрамляется сюжетным высказыванием. Точно расставленные акценты формируют каркас композиции. Органично выстроенное «повествование», подкрепленное особенностью выбранной техники – живопись, рельеф или объемная композиция, формирует мозаичное визуальное полотно. Осталось скрепить и увязать детали оптическими параллелями и образными связями.» - Ольга Кошкина, кандидат искусствоведения

Отзывы

Чтобы оставить отзыв, авторизуйтесь

Авторизоваться

Оставить отзыв