Искусство принадлежит народу
В названии выставки – «Искусство принадлежит народу» – заложены две идеи. Первая – понять мотив художника, сделавшего свое искусство достоянием сотен горожан. Вторая – объяснить открыточный формат большинства произведений мастера.
Как известно, у Виктора Лосева не было мастерской. Он работал на пленэре. А готовые работы хранил в подвале магазина «Химреактивы». Весной 1969 г. директор торгового предприятия решил освободить помещение и, не уведомив художника, распорядился сжечь живопись. Так погибли примерно 300 полотен.
С этого момента художник стал писать, в большей степени, миниатюры и, согласно легенде, дарить их горожанам. Он решил, что у жителей города его работы будут в большей сохранности.
– Свои действия, – рассказывает художник Рудольф Паранюшкин, – он комментировал с юмором, примерно так: «Выполняю заветы В.И.Ленина, изложенные в письме Кларе Цеткин». Вождь, в свою очередь, говорил: «Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить глубочайшими корнями в толщу широких трудящихся масс..., пробуждать в них художников и развивать их».
Виктор Лосев придумал и логичное объяснение малому формату. В то время граждане СССР переселялись в малометражные квартиры, т.н. «хрущевки», которые массово возводились после выхода 4 ноября 1955 постановления ЦК КСПП и СМ СССР № 1871 «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве».
– Искусство должно быть соразмерно среде обитания, – комментировал Виктор Лосев, – в маленькой комнатке уместны миниатюры.
На самом деле художник испытывал нужду. У него была непрерывная потребность писать, но не хватало средств на холсты, кисти и краски. Поэтому он создал много произведений на небольших картонках и листах фанеры.
На выставке будут представлены работы из собраний ВМИИ им.И.И.Машкова, Музея В.Н.Лосева, Ирины Басовой, Татьяны Гафар, Сергея Гевлича, Анны Джуненко, Елены Крапивиной и Владимира Петрова.