Выставка «Магия старых фотографий»
Выставка, посвященная 950-летию Минска, демонстрирует только небольшую часть - около 40 фотографий Минска. В архиве Национального художественного музея Республики Беларусь их более двухсот (53 - Михолапа и 191 - Тычины). Они датируются 1930–1960-ми предвоенными годами и временем активного восстановления Минска и принадлежат двум известным белорусским художникам - керамисту Николаю Михолапу (1885–1979), директору довоенной Картинной галереи, и известному графику Анатолию Тычине (1897–1986).
Эти фотографии никогда не публиковались. Снимки попали в архив музея уже после смерти обоих художников из их семейных фотоматериалов и не претендуют на высокий профессионализм фотографий, передающих завершенный образ города. В обоих случаях – это рабочий, подсобный материал, который призван был зафиксировать те или иные интересующие в то время художников объекты. Эти снимки сделаны художниками самым популярным тогда дальномерным малоформатным фотоаппаратом «ФЭД-1», копией немецкого фотоаппарата «Leica II».
Михолап и Тычина, несмотря на разницу в возрасте, знали друг друга и до войны, были хорошими друзьями. Михолап до войны возглавлял Картинную галерею, Тычина работал художником в Музее революции. Когда началась война, Тычина первым стал помогать Михолапу упаковывать экспонаты Картинной галереи. Их объединяли не только творческие пристрастия, но любовь к Минску, где они, встречаясь и подолгу прогуливаясь, радовались каждому новому зданию или скульптурам, которые появлялись в городе. Сохранилась фотография 1950-х годов, когда оба художника на берегу разлившейся Свислочи вместе, в раздумьях.
Николай Михолап – коренной минчанин, сын железнодорожника, в 1941 году успел эвакуироваться из Минска с семьей и вернулся в город в 1944 году. Его взгляд на родной город особый: это и фиксация утраченного и сохраненного, и желание отыскать поэтические уголки знакомого с детства уцелевшего Минска, и стремление запечатлеть приметы нового, что появлялось в Минске в начале 1950-х годов и сейчас уже навсегда исчезло – городские фонари, новые гипсовые скульптуры и декоративные вазы на городских улицах. На его фотографиях минчане с удивлением увидят, что Площадь Победы украшали гипсовые львы, а спуск к Свислочи по улице Карла Маркса, где находился дом Михолапа, был украшен целой серией гипсовых физкультурников. Фотоаппарат Михолапа фиксирует разрушенный Доминиканский собор и краснокирпичную водонапорную башню, городскую застройку перед Святодуховым собором, уничтоженную в начале 1970-х годов (очень редкий снимок). Был у него и особый интерес к деталям оформления минских строений: балконным решеткам, кованым воротам, наличникам окон. Михолап, работавший после возвращения из эвакуации ученым секретарем Архитектурного совета Управления по делам архитектуры при Совете Министров, получил задание разработать малые городские формы – городские фонари и иную осветительную арматуру – и поэтому пристально изучал сохранившееся традиционное минское оформление.
Анатолий Тычина, родившийся в в Литве, начал свою художественную летопись Минска с 1922 года. В 1927 году критик Н. Касперович метко отмечал: «Город, его строения, контрасты в особенности притягивают к себе Тычину как художника... Архитектура, фабрики, заводы, быт – все нашло свое место…». Тычина прожил военные годы в оккупированном Минске и пережил с ним его трагедию – голод, нищенское существование, страх за жизнь родных. Его квартира на ул. Толстого, 8 была местом явки подпольщиков. На его фотографиях – и старый Минск с почти деревенскими улочками, утопающими в садах, и приметы нового строящегося города. Эти рабочие фотографии созданы с творческой целью – для продолжения довоенной серии литографий «Мой Минск», пользовавшейся большой популярностью в 1930-е годы. Самый редкий фотоснимок в его коллекции, истинный шедевр – фотография оформления колонны парада 1937 года, посвященного 20-летию Октябрьской революции в Минске, с бронепоездом, проезжающим по Площади Ленина перед Домом правительства, созданным по проекту А. Тычины.
Но художник остается художником. И время от времени в фототеке и Михолапа, и Тычины появляются лирические и поэтические снимки, «не относящиеся к делу», – разлив Свислочи у парка Горького и оказавшаяся в воде «Девушка с веслом», панорама городской жизни с сохнущим на улице незамысловатым гардеробом минчан, редкие одинокие прохожие на городских улицах, почти деревенская ул. Толстого, где стоял дом Тычины, городские соборы в руинах и пепелищах и новые строящиеся здания ГУМа и Дворца профсоюзов в лесах, голые панорамы (многие деревья были вырублены в военные годы) почти безлюдного города. Качество печати фотоснимков – рабочее, часто низкое, примитивное, размеры минимальные, но они очень точно передают дух времени и атмосферу Минска 1930–1960-х годов. В них важны детали, в которые мы предлагаем вам вглядеться более пристально, чтобы ощутить «genius loci» – «гения места», который, как ни странно, был очень ощутим в 1930-е и не покинул израненный город в 1940–1960-е годы.
Ленина пр. 50ж, Екатеринбург