Другой Стерлигов
Столичная галерея «Веллум» представляет свой новый проект: выставку Владимира Васильевича Стерлигова (1904-1973), живописца, станкового и книжного графика, теоретика искусства, литератора, педагога, которого называют последним художником классического русского авангарда и прямым наследником творческой системы Казимира Малевича. Выставка пройдет с 1 сентября по 20 октября в галерее «Веллум» в Гостином дворе и объединит около сорока работ из коллекций наследницы художника и Любови Агафоновой. Среди них «летающие гимнасты» 1940-х и «пикассистская» серия гуашей второй половины 1950-х. А также произведения Татьяны Глебовой, супруги Стерлигова и одной из любимых учениц Павла Филонова.
В экспозицию будут включены фрагменты стихотворений близких творчеству Стерлигова поэтов-обэриутов (Объединение Реального Искусства), в том числе Даниила Хармса, Александра Введенского, Николая Заболоцкого, Игоря Бахтерева.
Выставки работ Владимира Стерлигова - исключительная редкость на российской арт-сцене. Последняя по времени состоялась в 2008 году. Практически все ранние произведения мастера были уничтожены то ли в 1930-е гг., после ареста Стерлигова, то ли при попадании бомбы во время Великой Отечественной войны. При этом Стерлигов признается специалистами важнейшей фигурой для искусства, ориентированного на традиции первой трети ХХ века, на идеи, которыми был напитан мир после революции. Во многом благодаря последовательности Стерлигова тенденции, инициированные художниками русского авангарда, не исчезли и не закостенели во времена тотального торжества соцреализма. Он был носителем этой авангардной культуры, этого мистического культурного кода.
«На нашей выставке будут показаны уникальные вещи. Любая работа – это маленькая жемчужина. К примеру «Летающие циркачи», где каждый циркач – это еще и ангел. И мне кажется очень своевременным показать сейчас, во времена пандемии, когда рушатся идеалы и мечты, эти работы, сделанные в еще более страшное время», – отмечает куратор выставки, искусствовед Любовь Агафонова.
Будущий мэтр ленинградского авангарда родился в Варшаве, в семье русских дворян-учителей. Детство и юность провел в Москве, где учился живописи и рисунку в частных студиях, служил в Красном Воздушном флоте. В 1925 году переехал в Ленинград, занимался живописью в Государственном институте художественной культуры (ГИНХУК), исследуя принципы кубизма и супрематизма под руководством К.Малевича. В 1929 вошел в группу живописно-пластического реализма. Дружил с поэтами-обэриутами.
В 1930-40-е годы биография Стерлигова пополнилась «обычными» для того времени событиями. Осуждение по сфабрикованному обвинению за антисоветскую деятельность, ссылка в Казахстан, мобилизация на фронт, награждение медалью «За оборону Ленинграда»; ранение, эвакуация в Алма-Ату. В Ленинград Стерлигов вернулся в ноябре 1945г. В послевоенные годы работал над журнальной и книжной графикой, оформлением упаковок, сотрудничал с детским журналом «Мурзилка», преподавал. И, конечно, занимался живописью, развивал новые пластические идеи.
Расцвет Стерлигова пришелся на поздние годы творчества. В 1960-х он создал новую религиозно-пластическую теорию: чашно-купольное бытие. Перевернутая жертвенная чаша становилась церковным куполом, и это было основой и композиционного, и духовного мировоззрения. Эта система нашла выражение и в серии купажей – так Стерлигов, вслед за Матиссом, называл свои коллажи.
Художник, так и не получивший при жизни официального признания, стал одним из лидеров ленинградской художественной школы ХХ века.
Сейчас работы В.Стерлигова находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Московского музея современного искусства, Государственного музея истории Санкт-Петербурга и других музейных и частных коллекциях.
Россия, Москва, Тверской, 109012, Улица Ильинка 4