Главное арт-событие этого года Cosmoscow Art Fair 2017

8 сентября состоялось открытие V-ой международной арт-ярмарки современного искусства, которая традиционно проходит в Гостином дворе. Это не только авторитетный арт-форум в сфере арт-бизнеса, но и образовательные, благотворительные, фандрайзинговые, детские программы.

Организаторы Cosmoscow в этом году вдохновлялись 100-летним юбилеем Октябрьской революции. «Мы предлагаем посмотреть на представленные работы в определенном ракурсе, с точки зрения их революционного содержания и преобразующей силы. Захваченные порывом, настойчиво устремленным в будущее, мы хотим увлечь посетителей ярмарки поиском этих утопических пространств и миров, лежащих по другую сторону любой истории» – утверждает куратор ярмарки Алексей Масляев. Это повод поразмыслить о месте революции в сфере мировой культуры. Революция – это стимул к преобразованию, энергия, способная двигать вперед, изменять.

Арт-ярмарка Cosmoscow-2017, традиционно проходящая в Гостином дворе

Бессменной целью Cosmoscow является представить разностороннее, качественное и достойное искусство, а также продвигать молодых талантливых художников. «Мы показываем актуальное, передовое искусство, поддерживаем нестандартное мышление. Очень важно, чтобы художник не просто искусно рисовал, а мог гармонизировать визуальное и идейное начала, тогда его искусство будет вызывать эмоции» – говорит директор-основатель ярмарки Маргарита Пушкина.

Огромное пространство классицистического Гостиного двора архитекторы представили как трехнефную линейную структуру, завершающуюся своеобразным амфитеатром, в котором будут проходить программы. Согласно задумке архитекторов и организаторов, такой план должен был создать свободное движение посетителей.

В этом году на ярмарке представили пять секций. Традиционная Main представила такие знаменитые галереи, как Regina Gallery, Галерея pop/off/art, Anna Nova Gallery, Artwin Gallery и др. Участниками секции Discovery стали молодые художники и новые галереи моложе 5 лет – московские Shaltai Editions, галерея «КультПроект», Fragment Gallery, нижегородская галерея «ТОЛК», питерская «NAMEGALLERY». Секция Focus объединила пять галерей из Норвегии, которые продемонстрировали целый пласт современного норвежского искусства. Нововведенной в этом году секцией стала Collaborations, в которой представлены парные стенды иностранных и российских галерей – галерея «Эрти» из Тбилиси, российские Galerie Iragui и Галерея Osnova, польская галерея Raster и др. Секция Past Present демонстрирует произведения искусства из прошлого, не утратившие своей ценности по сей день. Там посетители могли увидеть работы таких известных советских художников-нонконформистов, как Юрий Злотников, Илья Кабаков, Наталья Нестерова, Сергей Волков, Игорь Макаревич.

Художником года по версии Cosmoscow стал Иван Горшков (Воронеж), чьи работы располагались перед началом экспозиции, в зоне СА. Специально для ярмарки Горшков создал инсталляцию «Крем-брюле». Представитель так называемой «воронежской волны», Горшков использует метод комбинации разнообразных материалов (камень, железо, дерево, ткань) и визуальных средств (стикеры, акрил, краска из баллона). Таким художественным методом Горшков добивается многослойности изображения и интерпретации идеи. Свой метод Горшков характеризует как стихию – непредсказуемую, бесконечную, хаотичную и неотвратимую. Такая характеристика роднит его, например, с сюрреалистами и дадаистами. Еще в его изобразительном языке можно отметить влияние ар информель, в частности Жана Дюбюффе и группы Кобра.

Иван Горшков. Скульптурная группа «Крем-брюле», 2017.  Фото: РИА Воронеж©

Галерея Osnovа, учрежденная в 2014 году, представила двух талантливых молодых художниц – Марго Трушину и Дашу Кудинову. Экспозицию объединяет применение новых технологий, например, неоновый свет, а также соединение абстрактного и фигуративного начала. Марго Трушина (Москва) противопоставляет искусственное и органическое, идеальное и земное, она смело исследует способы коммуникации с миром с помощью неоновых и зеркальных скульптур, инсталляций, фотографии и других материалов.

Даша Кудинова (Москва, Лондон) расплавляет пластмассовые вещи и переносит получившееся на полотно. Получается нечто фантастическое и невиданное, но в основе этих абстрактных образов лежит совершенно обыденное, реальное. Это любопытно, когда зритель в незнакомом узнает что-то привычное глазу. Кудинову влечет работа на стыке традиционных жанров–  фотографии, скульптуры, живописи.

Даша Кудинова. Путешественник, 2012. Акрил, холст.

Московская Pechersky Gallery привезла на ярмарку арт-объекты выпускницы СПбГУТД, члена союза Творческого союза художников IFA и лауреата многих художественных конкурсов Марии Агуреевой (Москва). В своем творчестве Мария использует разные визуальные средства, такие как, инсталляция, видео-арт, перформанс и фотография, в которых она исследует воплощение в окружающей среде и взаимодействие с ней, изучает проблемы телесности, развивает темы постфеминистских исследований. «Я хочу показать, как тело становится гибридным пространством, где материальная плоть связана с индивидуальным сознанием и самобытностью. В моих работах я сосредотачиваюсь на напряженности между тем, что считается нормальным и субъективным по отношению к человеческому телу. Меня интересует исследование границ, за которыми тело становится объектом, как и любой другой. В моих работах личные и индивидуальные неизбежно сталкиваются с стандартизированными и навязанными. Я обычно работаю с синтетическими материалами, несмотря на то, что моя основная тема – телесность, но для меня это означает подчеркнуть тот факт, что трансформация тела – это своего рода дизайн, который стал современной формой религии», – говорит о своем творчестве Мария.

На Cosmoscow Мария Агуреева представила серию инсталляций «В изгибах твоего тела» из латекса и застывшего цветного пластика.

Мария Агуреева. Когда наступает тишина, ты не можешь так долго слышать себя». Из серии «В изгибах твоего тела», 2017. Латекс, пластик.

Мария Агуреева. Я хочу оставить боль в живых, 2016. Латекс, пластик.

Молодая галерея из Екатеринбурга Ural Vision Gallery представила художника Даниила Архипенко (Санкт-Петербург), который работает в технике лайтбокс. Даниил пишет картины маслом по оргстеклу, помещает их в бокс с подсветкой. Свои работы художник намеренно делает больших размеров, использует резкие светотеневые контрасты, отчего они получаются очень эффектными и вызывают эмоциональный отклик у зрителя. Перед зрителем разворачиваются стихии, предстает ирреальный и такой манящий мир. Взглянув на работы Даниила Архипенко можно сразу сделать вывод, что он знаком с академической живописью – он тонко и умело использует абстрактные мотивы в фигуративной живописи, ими же и дополняет композицию картин.

Даниил Архипенко. Лайтбокс 2 из серии «Несвязанный наблюдатель», 2017. Масло, стекло, свет.

Помимо этого, на ярмарке Cosmoscow интерес представляла русско-швейцарская галерея Нади Брыкиной, известная своей коллекцией советского и российского искусства второй половины ХХ века. Особенного внимания заслуживал художник Марлен Шпиндлер (Москва), работавший в околоэкспрессионистской манере. Воронежская галерея Х.Л.А.М. привезла фотографии художника Кирилла Савельева (Воронеж), который снимает животных в унылой атмосфере городских окраин. Питерская Anna Nova Gallery представила новый проект изобретателя «бегемотописи» Ростана Тавасиева (Москва, Санкт-Петербург) «Капля креацина» и бионические концептуальные инсталляции художника Aljoscha.

Кирилл Савельев. Галерея Х.Л.А.М. Фотография.

Ростан Тавасиев. Капля креацина. Эпизод 7, 2017. Холст, акрил.

Отдельного внимания заслуживает секция Focus, которая представила норвежские галереи современного искусства. Галерея RAKE продемонстрировала работу художницы Малин Булов (Тронхейм), которая изучает вопросы телесности и делает упор на внимание к человеческой коже. Для Булов она есть эластичная граница, которая расширяется и захватывает пространство. А галерея Terminal B показала проект Александра Флоренского (Санкт-Петербург, Тбилиси). Проект по сути представляет из себя путевой дневник, серию зарисовок под названием «Путешествие из Мурманска в Киркинес». Художник запечатлевает 13 городов, встречающиеся ему по пути. Эта же галерея привезла интересный проект художника и архитектора Йоара Нанго (Тромсё) «Саамские шалаши» – пять шерстяных связанных вручную свитеров, на каждом из которых изображен гигантский саамский чум. Проект ставит под вопрос репрезентацию саамской культуры в современной архитектуре. Проблему саамской культуры поднимает и художница-флорист Маргрете Ирен Петтерсен (Осло), которую представила галерея LOCUS. Петтерсен в своих проектах использует северные растения и другие органические материалы и объединяет их со звуком, тем самым изучает связи между природой и нашей культурой.

Маргрете Ирен Петтерсен. Живая земля – верху как внизу», 2015. Фотография, часть инсталляции.

Александр Флоренский. Путешествие из Мурманска в Киркинес, 2014. Бумага, карандаш, ручка.

Йоар Нанго. Саамские шалаши, 2017. Свитера, ручная вязка.

Малин Булов. Перформативные скульптуры, 2017

Напоминаем, что ярмарка Cosmoscow была учреждена в 2010 году арт-дилером и искусствоведом Маргаритой Пушкиной. Cosmoscow является единственной международной арт-ярмаркой в России и стран СНГ, и призвана объединить российских и международных коллекционеров, галеристов и художников. В этом году в Cosmoscow примут участие 54 галереи из Европы (Бельгия, Эстония, Франция, Германия, Грузия, Италия, Норвегия, Польша, Россия, Швейцария, Великобритания) и США, которые представят вниманию коллекционеров и любителей искусства произведения более чем 150 художников.

Текст: Анастасия Бойе