Выставка Ани Жёлудь «Вдох выдох»

Выставка Ани Жёлудь «Вдох выдох»
27 сентября 2025 - 30 ноября 2025

Без произведений Ани Жёлудь, одной из самых ярких художниц российской арт- сцены последних 20 лет, трудно представить отечественное искусство первой четверти XXI века. Уже в 26 лет, в 2007 году, она была номинирована на государственную премию в области современного искусства «Инновация», в 2008 году — на Премию Кандинского. Первая персональная музейная выставка Жёлудь прошла в 2009 году в Государственном Русском музее. В том же году она стала одним из немногих российских художников-участников основного проекта Венецианской биеннале современного искусства. Ее работы находятся в собрании ведущих музеев России: Эрмитажа, ГРМ, ГТГ, ММОМА, МАММ, РОСИЗО и других.

Аня Жёлудь ушла из жизни 4 июня 2025 года в возрасте 43 лет, оставив огромное художественное наследие, создав свой неповторимый авторский стиль, что удается только очень немногим и очень большим художникам. Ее живопись и ее металлические скульптуры всегда узнаваемы с первого взгляда. Она визуализировала контуры окружающего нас предметного и природного мира, часто используя неожиданный и, казалось бы, совсем не «женский» материал — металлические прутья. Создавая скелеты окружающих предметов: стола, стульев, вешалки, рояля, она проявляла суть, душу того, что изображала — в ее объектах пустота говорила больше, чем контуры. С помощью своих брутальных железных прутьев Жёлудь создавала метафору тех невидимых связей, которые окутывают наш мир и всех людей. Именно этот проект, «Коммуникации», был представлен на 53-ей Венецианской биеннале. К теме коммуникаций Аня жёлудь вернулась незадолго до своего ухода из жизни: в 2025 году в PA Gallery открылась ее выставка «Абзац» о разрыве связей.

Важнейшая часть творчества Ани Жёлудь — ее маленькие «картинки», где на сером фоне из белого проступают лаконичные слова, написанные детским почерком: «вход», «выход», «вдох», «выдох»... Эти текстовые работы Жёлудь — живой дневник, очень искренний, пронзительный. Гибкой проволочной прописью она выводит короткие экзистенциальные фразы на грани «бытовухи» и бытия: «кран не поменяла», «холод страх», «все делится на живое и мертвое», «воды принести сама не могу» — живопись дребезжит жестью. Работы Жёлудь биографичны, фразы и образы вырваны из контекста жизни художницы, но они универсальны и отзываются в душе каждого.

Текстуальные картины принадлежат сериям «ПОЛ БЕДЫ, или Иллюзия быта» и «После зимы». Серийность картин для нее принципиальна: акт живописания она часто превращала в акцию, ей была важна процессуальность создания огромного количества картин одного типа. Подобные серии становились поводом к созданию так называемых «акций», во время которых художница или продавала за бесценок, или раздаривала свои произведения. Одна из этих акций называлась «Отдам в хорошие руки» — так обычно говорят о любимых домашних питомцах, с которыми расстаются вынужденно. Благодаря таким акциям работы Ани Жёлудь появились у большого количества людей, ставших сопричастными ее искусству.

Маниакальное повторение одних и тех же образов, будь то сорок один раз нарисованный бидон или шестьдесят раз запечатленный чайник, становилось для художницы поводом к изучению самого процесса рисования. Аня Жёлудь скрупулезно описывала свои ощущения в дневниках и записках. Выдержки из ее текстов сопровождают экспозицию.

Выставка Ани Жёлудь в МАММ — это своеобразный конспект творчества художницы, не претендующий на полноту, но включающий большинство ее этапных, концептуально значимых работ.

 

Мультимедиа Арт Музей

Россия, Москва, Хамовники, 119034, Улица Остоженка 16

Отзывы

Чтобы оставить отзыв, авторизуйтесь

Авторизоваться

Оставить отзыв