Дипломная выставка студентов Школы Родченко «(Без)личное»

Дипломная выставка студентов Школы Родченко «(Без)личное»
19 сентября 2025 - 28 сентября 2025

Когда сойдутся вершины наших небес,
Мой дом обретёт крышу.
Поль Элюар

Выставка представляет собой размышления девяти художников о положении личного опыта в современном мире. Во многих проектах ставится вопрос о подлинности и аутентичности, значении призыва «быть собой» и последствиях реализации этой установки. Художники фиксируют изменчивость и противоречивость субъективного опыта: мерцая между противоположными областями и проходя сквозь размеченные языком «границы мира», зачастую, он не схватывается однозначными определениями. Мысль, фиксируя только аспекты реальности, не успевает за полнотой происходящего. Вглядываясь в себя, туда, где должно быть сокровенно внутреннее, мы находим радикально внешние конструкции, обусловленные социальными представлениями о норме. Принятие же неизбежной «потери своего я», подвешивание возможности окончательного становления собой, ведёт к парадоксальной личной свободе. Таким образом, все базовые оппозиции, через которые мы себя мыслим (я/другой, внутреннее/внешнее, личное/публичное, тело/сознание, память/забвение, приобретение/потеря, близость/чуждость), преодолеваются опытом жизни. Одна из художниц выставки замечает: «между двумя разумами бездна, а мир разваливается на части, просачиваясь сквозь нас». Настоящее — всегда уже ускользнувшее, а изменчивое и преходящее может быть более подлинным в своём становлении, чем стабильное и вечное.

Но есть точки, через которые мы себя идентифицируем, — наши тела, близость с другими людьми и память. Отдельный мотив многих работ — отношение физического присутствия, телесного распада, памяти и фотографии, как попытки удержать уходящее. Так, другая художница замечает: «в распаде снимка раскрывается пространство, где тело уже не в силах удерживать бесконечность опыта, памяти и вечности». Ведь, наши тела и воспоминания включены в процессы, с действительным масштабом которых мы не способны соотнестись. Подобная лирическая антропология инверсии требует от художников особой чуткости и отваги, чтобы, заглянув в себя и увидев там лик другого, выстоять и сохраниться.

Напоследок, хочется привести цитату французского философа этики Эммануэля Левинаса: «Проблема состоит не в том, чтобы вырвать вечность у смерти, а в том, чтобы принять, сохранить во мне, посреди существования, в котором наступает событие, добытую в ипостаси свободу... Это ситуация, в которой событие происходит с субъектом, который бессилен по отношению к этому событию, но в то же время поворачивается к этому событию лицом. И эта ситуация есть отношение с Другим, лицом-к-лицу с Другим, встреча лика (visage), который одновременно даёт и скрывает Другого.» (Lévinas E. Le Temps et l’Autre. Fata Morgana, Montpellier, 1979 P. 66-67.)

Московская Школа фотографии и мультимедиа им. А. Родченко

Россия, Москва, Красносельский, 107140, 2-Й Красносельский Переулок 2

Отзывы

Чтобы оставить отзыв, авторизуйтесь

Авторизоваться

Оставить отзыв