Выставка «Логос: голос конструктивизма»

Выставка «Логос: голос конструктивизма»
25 апреля 2023 - 06 августа 2023

25 апреля 2023 года Центр «Зотов» представит новый выставочный проект «Логос: голос конструктивизма». Вторая выставка Центра посвящена влиянию конструктивизма 1920-х годов на формирование языка новой страны — СССР. Изменения коснулись самых разных сфер: от дизайна книг, журналов или киноафиш до приемов создания рекламы и фирменного стиля, которые остаются актуальными и сегодня. В экспозицию войдут свыше 350 экспонатов, хранящихся в более чем 30 музеях, фондах и личных собраниях.

Процессы, происходившие в государстве на рубеже 1910-1920-х годов, диктовали необходимость нового визуального языка, который и предложил конструктивизм. Он характеризуется геометризмом и лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика. Из архитектуры принципы конструктивизма распространились и на другие области, в том числе кинематограф, книжный дизайн, оформление городских пространств. Язык конструктивизма предопределил монтажный принцип подачи и восприятия информации, который актуален и сегодня.

Героями новой выставки станут Александр Родченко, Владимир Маяковский, Эль Лисицкий, Густав Клуцис, братья Стенберги и многие другие. Также в экспозиции будут представлены работы менее известных авторов, таких как Фаик Тагиров, Николай Ильин, Эльбрус Гутнов, Елена Семенова, и ранее не демонстрировавшиеся рукописные плакаты для Десятой государственной выставки, вошедшей в историю как противостояние Анти (Александра Родченко) и Казимира Малевича. Важным элементом экспозиции станут высказывания современников: Платон Инфанте и Владимир Абих специально к выставке создали инсталляции, которые связывают прошлое и настоящее и показывают актуальность наследия конструктивизма.

Кураторами выставки стали: историк архитектуры Полина Стрельцова, архитектор Анна Замрий, кандидат искусствоведения Екатерина Лаврентьева, культуролог Константин Дудаков-Кашуро.

Впервые в экспозиционной практике тема слова и языка раннесоветского времени раскрывается в исключительно широком диапазоне. Выставка поделена на четыре тематических раздела — «Живое слово», «Агитпроп», «Новая оптика» и «Новые медиа» — и 18 подразделов, охватывающих как ранние футуристические эксперименты со словом (рукописным, печатным, поэтическим или переданным средствами живописи), так и продолжившиеся в 1920-х – начале 1930-х новаторские разработки оформления журналов и книг и дизайна выставок.

Полина Стрельцова, старший куратор выставочного направления Центра «Зотов»: «Проект рассматривает разные сферы работы со словом, начиная с опытов раннего авангарда, “освободившего” слово и изменившего вектор творческих поисков, и заканчивая размышлением о языке настоящего и будущего — инсталляцией современного художника Платона Инфанте».

В центре экспозиции — фактически все формы искусства 1920-х годов, в которых отразилась работа со словом, в том числе: оформление города, дизайн витрин и киосков, агитпоезда и «окна РОСТА», звучащая авангардная поэзия и первые репортажи, «живые газеты» и интертитры новаторских кинолент, фотомонтажи и ритмодекламации. Кураторы поставили целью показать не только произведения, но и продемонстрировать новые подходы и методы работы художников-конструктивистов. Зрители увидят не только законченные вещи, но и эскизы и варианты проектов, инструменты, типографское оборудование. Специально к выставке подготовлены реконструкция радиооратора Густава Клуциса, избы-читальни Антона Лавинского, напечатаны репринты газет и плакатов. Фотографии и кинохроника продемонстрируют, как революция формы репрезентации слова, современные технологии и новая языковая политика отразились в повседневной жизни людей тех лет.

Екатерина Лаврентьева, куратор выставки, кандидат искусствоведения: «Сама концепция выставки — совмещение в одном пространстве слова звучащего и слова визуального — изначально предполагает “синхронный перевод” контента с одного языка на другой. Мы слышим аудиозаписи и можем по магии речи и ее отрывистому ритму узнать характерный голос времени. Визуальную часть экспозиции мы читаем, осознавая всю полноту заложенных смыслов через графический ритм — композиционные и цветовые акценты типографики. А связывают зримое и слышимое — лозунг и ораторское мастерство, ставшие доминантой времени: агитационное искусство как основной вид коммуникации между человеком и новой социально-политической средой».

Выставка объединяет экспонаты, хранящиеся в более чем 30 музеях, фондах и личных собраниях, в частности: Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном научно-исследовательском музее архитектуры имени А.В. Щусева, Государственном музее В.В. Маяковского, Государственном музее изобразительных искусств республики Татарстан, Государственном музее истории Санкт-Петербурга, Нижегородском государственном художественном музее, Политехническом музее, собраниях Владимира Кричевского, Соломона Телингатера, архиве Александра Родченко и Варвары Степановой и других.

Константин Дудаков-Кашуро, куратор выставки, культуролог: «Принципиальная особенность конструктивизма состоит в том, что эволюция его художественного языка совпала со становлением языка нового государства — дискурсов политики, социальных отношений, технологий производства и коммуникации и прочего. Во многом конструктивизм предопределил и сформировал этот язык в процессе своего развития. Поэтому провести строгое различие между эстетическими и жизнестроительными практиками в конструктивизме вряд ли возможно. Выставка показывает максимальную вариативность “языковых” практик. Зритель сможет увидеть, какие формы принял эксперимент разработки нового логоса и оценить их актуальность».

Архитектуру выставки разработало бюро Aurum. Повествование выстраивается в цельную историю с артикулированными «главами» и визуальными связями между разделами, что позволяет зрителям воспринимать насыщенную и разноплановую экспозицию через различные пространственные переживания, которые меняют темп рассказа и восприятия. В архитектуре проявляются характерные для конструктивизма принципы: «честность» в работе с материалом и конструкциями, модульность, форма отвечает функции.

За графический дизайн выставки отвечает студия Holystick. В основе визуального языка — образ слова. Как и в работах конструктивистов сто лет назад, слово в графическом оформлении экспозиции звучит, но благодаря подчинению функции и логике повествования не «перекрикивает», а дополняет выставку. Голос выставки присутствует обособленно и непредвзято, не стремится слиться с экспонатами, но рифмуется с ними.

Выставку «Логос: голос конструктивизма» будет сопровождать публичная программа с лекциями, круглыми столами и концертами. В кинотеатре Центра «Зотов» будет собрана специальная программа, приуроченная к выставке «Логос», она будет посвящена изучению «слова» в кино — от разнообразия интертитров и их функций до перехода от немого кино к звуковому. Подборка игровых и анимационных советских фильмов 1920-30-х познакомит зрителей со всем разнообразием использования знаков и текста в кинематографе.

В рамках инклюзивной программы к выставке состоится цикл мастер-классов на русском жестовом языке, пройдут игровые занятия для детей и взрослых с особенностями развития. В программе предусмотрены экскурсии для разной аудитории.

Центр Зотов

Россия, Москва, Пресненский, 123557, Ходынская Улица 2

Отзывы

Чтобы оставить отзыв, авторизуйтесь

Авторизоваться

Оставить отзыв