Афиша событий современного искусства в России и СНГ

Театральная Кустодия. Неосуществленные замыслы

С 30 августа по 15 октября музей Бахрушина и Астраханский драматический театр представят совместную тематическую выставку «Театральная Кустодия. Неосуществленные замыслы». Проект посвящен театральному художественному наследию Бориса Кустодиева.

Вернисаж пройдет в рамках театрального марафона и гастролей Костромского государственного драматического театра имени А.Н. Островского. Земляки родного города знаменитого художника смогут бесплатно посетить выставочную экспозицию, собравшую около полусотни работ автора из запасников Бахрушинского музея.

Экспонаты, среди которых эскизы декораций к спектаклям и эскизы мужских и женских театральных костюмов кисти Бориса Кустодиева расположатся в театральной гостиной Астраханского драматического театра до торжественного открытия 210-го юбилейного сезона. Старт театральному сезону даст премьера спектакля «Волки и овцы» по одноименной пьесе Островского. Как раз пьесам этого выдающегося русского драматурга посвящено большое количество театральных художественных работ Кустодиева.

Экспозиция раскроет перед современным зрителем малознакомую грань творчества художника, который в своих театральных работах живописно обращался к национальной традиции, искал культурные смыслы народного характера. Родные для него места – Астраханская и Костромская губернии определили дух творчества мастера: ему близок, знаком и дорог этот атмосферный купеческий мир его героев с особым укладом их жизни и наполненный красками самой разнообразной палитры быт провинциального городка.

Многие эскизы декораций остались невоплощенными на театральных сценах и сейчас разрозненно находятся в фондах разных музеев и галерей, но у жителей Астрахани есть уникальная возможность различить в театральных работах своего земляка эту вневременную, самобытную русскую купеческую Атлантиду.

Кустодиев Борис Михайлович – русский советский художник, портретист, театральный художник, декоратор, Академик живописи ИАХ, Член Ассоциации художников революционной России.

Как и многие художники рубежа веков (конца ХIХ – начала XX вв.), он работал и в театре, перенося на театральные подмостки свое видение литературного произведения. Декорации Кустодиева имели красочный характер исполнения, близкий к его жанровой картине. При этом, художник подчас не совпадал с авторским замыслом и режиссерским прочтением пьесы, как, например, в постановке «Смерть Пазухина» Салтыкова-Щедрина, МХТ (1914 г.) или так и не увидевшей свет «Грозе» Островского (1918 г.).

В своих более поздних работах для театра художник отходит от камерной трактовки к более обобщенной, ищет большей простоты, строит сценическое пространство, давая свободу режиссеру при построении мизансцен.

Успехом Кустодиева стали его работы по оформлению оперных спектаклей в 1918-1920 гг.: «Царская невеста», Большой оперный театр Народного дома; «Снегурочка», Большой театр (постановка не осуществлена); эскизы декораций, костюмы и бутафория к опере А. Серова «Вражья сила», Мариинский театр и постановки «Блохи» Замятина (МХАТ 2-й; ленинградский Большой драматический театр).

Место проведения: Астраханский драматический театр (г. Астрахань, ул. Советская, д.28)