Афиша событий современного искусства в России и СНГ

Шедевр дизайна или пчелиный улей? Смотровая площадка Vessel – новая достопримечательность Нью-Йорка

Этой весной британский архитектор Томас Хизервик представил свою гигантскую интерактивную скульптуру Vessel в центре района Хадсон Ярдс (Hudson Yards), что на Манхэттене. Уже многие годы миллиардер Стивен Росс, заказавший объект, томил публику обещаниями, что это будет нечто невероятное, так что открытие сразу стало большим событием. Однако реакция публики оказалась неоднозначной: от вершины дизайнерской мысли до полной безвкусицы. Одни называют ее «ответом Манхэттена на Эйфелеву башню», другие «бельмом на глазу». Несмотря на это в Хадсон Ярдс потянулись туристы, а сама скульптура стала популярным объектом для фото. Рассказываем, почему, будучи в Нью-Йорке, обязательно стоит посетить новое творение известного британского архитектора.

Скульптура, которая, по сути, является смотровой площадкой, представляет собой бесконечный лабиринт из лестниц, соединенных друг с другом. Vessel – главное украшение нового комплекса Хадсон Ярдз, включающего в себя высотные здания, рестораны и кафе, торговые центры и парк. В январе 2005 года городской совет Нью-Йорка изменил назначение района с промышленного на коммерческое и общественно-жилое, и сейчас это крупнейший частный проект в области недвижимости в городе. Заказал объект 78-летний миллиардер Стивен Росс, председатель компании-застройщика Хадсон-Ярдс, пообещавший создать уникальное зрелище, которое затмило бы любую городскую скульптуру, когда-либо установленную на Манхэттене. По данным издания «Fortune», миллиардер встречался с десятком лучших скульпторов и дизайнеров мира, в список которых, по слухам, входили Майя Лин, Ричард Серра, Джефф Кунс, Заха Хадид и другие. «Я хотел что-то, что определяет город, как Эйфелева башня в Париже или Арка в Сент-Луисе, – цитирует его слова журнал «Fortune». – Все, кто приезжает на Манхэттен в декабре, хотят посетить Рождественскую елку в Рокфеллеровском центре. Этот объект станет эквивалентом рождественской елки, которую можно увидеть 12 месяцев в году». Однако он долго не мог остановиться ни на одном проекте, пока его не познакомили с известным британским архитектором Томасом Хизервиком, который работает, как дизайнер, но его проекты часто можно отнести к сфере архитектуры или современного искусства. Он обладатель самых престижных премий в области архитектуры и самый молодой британец, получивший титул королевского дизайнера. Так что неудивительно, что уже через шесть недель после первой встречи Росс одобрил его проект.

Строительство необычной смотровой площадки началось в 2017 году, через четыре года после того, как Хизервик впервые представил свой проект. Как передает CBS, тем летом архитектор прилетел из Лондона, чтобы проверить, как продвигается работа, и осматривал свое творение «с почти мальчишеским энтузиазмом». До сих пор он видел его только на компьютере, теперь, когда это стало реальностью, он описывал его как «самый большой трепет, который только возможен». «Задача скульптуры – быть сердцем. И я хотел, чтобы это было что-то, что люди могли бы использовать и трогать, а не то, на что они просто смотрят», – сказал он в интервью телеканалу. Спроектированная Хизервиком конструкция возвышается на 16 этажей и состоит из 154 лестничных пролетов, 2500 ступеней и 80 лестничных площадок для посетителей. «Будучи студентом, я влюбился в старую заброшенную деревянную лестницу, которую обнаружил за пределами местной строительной площадки, – рассказал архитектор в одном из своих интервью. – Это захватило мое воображение, и мне понравилось, что это была и мебель, и в то же время инфраструктура. Вы можете подняться по ступенькам, попрыгать и потанцевать, устать, а затем плюхнуться на лестницу». Именно подобную концепцию он и заложил в основу своего объекта, сказав на торжественном открытии скульптуры: «Люди часто спрашивают нас, для чего это? Это смотровая площадка? Это не здание, это не скульптура, это не произведение искусства… Но Vessel имеет отношение ко всем типам, и использование конструкции будет развиваться и меняться».

Ожидалось, что затраты на создание скульптуры не превысят 75 млн. долларов, однако позже сумма увеличилась до 150 млн., а сейчас речь идет уже и вовсе в 200 млн. долларов. Это объясняется во многом тем, что части конструкции, сделанные из бронзированной стали, собирались в итальянском городе Монфальконе, откуда их и привезли на кораблях в Нью-Йорк. Любопытно, что дизайн скульптуры долгое время скрывали от публики, вокруг сталелитейного завода на северо-западе Италии был сооружен 6-метровый забор, чтобы люди не могли увидеть, что там происходит. Как говорит Стюарт Вуд, один из дизайнеров Vessel, повторяющиеся элементы делают геометрию этого проекта поистине завораживающей. «Находясь внутри нее, вы чувствуете спокойствие, – цитируют его NBC News. – Да, вы в самом центре Нью-Йорка – и все равно ощущаете это». Он рассчитывает, что скульптура станет центром притяжения, своеобразным «social heart» района Хадсон Ярдс. «Они (люди) могут смотреть на Гудзон, или на эту архитектуру, или просто смотреть внутрь, и размышлять, и говорить, и встречаться, или просто расслабляться», – говорит Вуд.

Название Vessel можно перевести как корабль, сосуд или судно, но по большому счету это не имеет особого значении, поскольку оно сопровождается аббревиатурой TKA – «Temporarily Known As». То есть это просто рабочее название, о чем мало кто знает. Сейчас в сети проводится публичный конкурс на лучшее наименование объекта. «Мы надеемся, что после того, как люди посетят смотровую площадку, они поделятся с нами своими лучшими идеями, – сказала порталу Gothamist.com Джессика Скэперотти, представитель компаний, связанных с разработчиками. – У выходов есть вывески, где люди могут сканировать QR-код и прислать нам свои предложения». Она также добавила, что всем, кто бронирует билеты на посещение, будут разосланы электронные письма, чтобы узнать, хотят ли они предложить имя. Впрочем, портал тут же раскритиковал представителя компании, написав, что на самом деле информация о переименовании написана очень мелким шрифтом, кроме того, нигде не объясняется, как вообще работает QR-код. «Когда мы посетили смотровую площадку в среду, почти все, с кем мы говорили, знали его по названию Vessel, и никто понятия не имел, что это его рабочее имя или что они могут участвовать в переименовании», – пишет обозреватель портала Бен Якас.

Произведение Хизервика в целом было встречено неоднозначно: одни в восторге от скульптуры, другие наоборот считают ее безвкусицей. Так, американское издание «Fortune» называет ее «ответом Манхэттена на Эйфелеву башню», такую формулировку подхватило и CNN. Другие же отзывались об объекте отрицательно. Архитектурный критик «The New York Times» Майкл Киммельман считает внешний вид скульптуры «безвкусным» и раскритиковал застройку района в целом. Портал «Chicagonow» называет Vessel «куском хлама» и «бельмом на глазу». «Я скажу одну вещь о Нью-Йорке, – пишет обозреватель Трон Гриффин. – Они точно знают, как совершить ошибку в архитектуре». Хизервик, впрочем, говорил по поводу своего объекта следующее: «Мы должны были подумать о том, что могло бы выступать в роли достопримечательности. Что-то, что могло бы помочь придать характер и особенность пространству». Получилось ли? В один из дней после торжественного открытия обозреватель портала Gothamist.com пообщался с посетителями. «Реальный вопрос: что это должно быть? Современное искусство? Я и правда пыталась понять это, потому что это на самом деле похоже на грудную клетку», – сказала Кэтлин Вестховен. Энтони из Бруклина считает скульптуру «новаторской и прогрессивной» и предположил, что самое подходящее название это «Улей» из-за внешнего сходства с пчелиным ульем. По мнению Дженнифер из Манхэттена, объект очень напоминает вазу, поэтому ее так и следует назвать. Кевин из Квинса сказал, что его друзья называют ее «желудем», хотя он предпочитает ее нынешнее наименование. «Я думаю, что имя красивое, я думаю, что оно подходит, – сказал он Gothamist.com. – Я привел сюда своих друзей, потому что слышал об этом уже несколько месяцев. Я люблю все в этом объекте». По мнению посетителя, смотровая площадка получилась не похожей ни на что другое, «футуристической и захватывающей». Обозреватель портала Gothamist.com тоже предложил несколько своих вариантов, а заодно и поупражнялся в остроумии: «Мусорный бак», «Терка для сыра», «Памятник эскалаторам в ТЦ», «Кусок металла», «Великая небесная шаурма», «Лестница в никуда за 150 млн. долларов» и ряд других.

Впрочем, шутки и негативные отзывы никак не влияют на притягательность объекта для туристов, ежедневно сотни людей приезжают в Хадсон-Ярдс, чтобы посетить и сфотографировать эту необычную смотровую площадку. Как пишет издание «Travel Weekly», в первые три недели своего открытия Vessel привлекала более 120 тыс. посетителей каждые выходные. Любой желающий может посетить смотровую площадку с понедельника по субботу с 10 утра до 21:00, а в воскресенье – с 11:00 до 19:00. Вход бесплатный, однако, количество билетов ограничено, поскольку одновременно там может находиться не более 700 посетителей. Так что нужно либо забронировать билет онлайн, либо отстоять очередь уже на месте. Посещение не займет более получаса, потом можно прогуляться по парку или зайти в огромный торговый центр, расположенный здесь же.

Автор текста и фото: Валерия Коваленко