Sex, Art & Rock’n’Roll: откровенная беседа с Сандрой Ковальски (Sandra Kowalskii)

Яркая и неординарная художница Сандра Ковальски ответила на наши каверзные вопросы и у нас получился трогательный и откровенный разговор о пути художника, современном искусстве и сложностях в отношениях между мужчиной и женщиной.

Как начался твой творческий путь?

На самом деле случайно. Я долго работала в разных агентствах иллюстратором, потому что именно так можно было хотя бы заработать деньги, за 7 лет я попробовала все: то есть я занималась и digital-дизайном и приложения мы делали и стартапы, куча всего – журналы иллюстрировала, инфографику рисовала, рекламные иллюстрации. И в какой-то момент я поняла, что мне не нравится, что я некий универсальный художник для любой рутинной задачи и мне захотелось найти свой стиль. Я уволилась с работы и начала думать, что можно создать уникального. Когда во ВГИКе учились, нас в первую очередь учили золотому правилу — для того, чтобы что-то сделать – ты не можешь это из головы родить, потому что велосипед уже изобретён давным-давно. Нужно собрать некий материал, проанализировать и вычленить главное для своей интерпретации.  И, соответственно, я начала изучать работы разных художников и иллюстраторов. Изучала рынок, потому что мне было очень важно не просто что-то делать – важно этим зарабатывать. Я должна есть, должна снимать квартиру, обеспечивать себя, одеваться хорошо. И я вычленила три очень важных пункта, о которых я уже сколько говорю, интервью брали и везде пропускают это, но это ОЧЕНЬ важно для меня. У меня сформировались такие правила: первое – это стать известным художником, таким, о котором знают. Второе: зарабатывать деньги тем, что я делаю, получать столько, чтобы мне хватало, чтобы я не брала никаких дополнительных проектов. И третье – это делать что-то около женской красоты и сексуальности, то есть не порно – у меня тогда не было мыслей делать порно и вообще в принципе я его не делаю: то есть эротика и порно – огромная же разница, да? Допустим сейчас, я уже прихожу к тому, что я не очень хочу создавать то же самое, что у меня было. Я сейчас больше склоняюсь к тому, что я скорее всего уйду в тему именно женского тела, может быть какие-то эксперименты с растительностью или еще с чем-то. Что-то такое меня больше сейчас привлекает. Это был такой шаг для формирования той аудитории, в которую я войду. И вот эти важные три пункта, они у меня сформировали четкое понимание того, что должно быть изображено в моих картинах. И потом я посмотрела рынок – такого нет нигде в том стиле, в котором я умею делать. И всё так сложилось, у меня появилась картинка, как это должно выглядеть, и я начала делать. Не бывает такого, что приходит муза, озарение или еще что-то. Всё это труд, который ты делаешь каждый день, как обычная работа. Анализируешь, думаешь, что и как это всё объединить. Гениальный художник бывает раз в сто лет, если не сопьется)))

Я уверена, что любой творческий человек может называться одаренным и талантливым только в том случае, если он каждый день занимается этим делом и зарабатывает им. При любом другом раскладе — это напрасно растраченная энергия…

Ты планируешь выходить в новые жанры, может быть, в инсталляцию или скульптуру?

Полгода назад об этом не задумывалась, но сейчас начинаю. У меня есть интересная задумка о том, что, если продолжать вот эту эротическую тему, то я бы хотела создавать какие-то работы, не инсталляции, а на которых, например, грубо говоря, тело, но вместо одежды куски зеркального полотна, я пока не знаю, какой это материал должен быть, еще не проанализировала, это для того чтобы зритель мог интегрироваться в картину, то есть он смотрит в зеркало и может объединиться с этим. Поскольку мы живем в мире селфи и прочей хрени, извиняюсь, то, конечно, это круто, когда ты можешь не просто сфоткать или повесить, а когда у тебя есть интеграция с картиной. По поводу инсталляций я не думала. У меня нет архитектурного образования, чтобы придумать какие-то штуки и вообще это нужно опять потратить много времени. Меня, может быть, перформанс привлекает.

Что мотивирует тебя к творчеству? Как это работает?

Работает по-разному. У меня есть заказы, которые я делаю, чтобы заработать деньги, но я всё равно остаюсь в том же стиле, в котором я делаю. Есть персональные выставки, которых у меня было уже более 20-ти здесь в Москве. Плюс я сейчас летала в Европу, у меня было 3 выставки: одна в Амстердаме, другая в Баварии (Фридрихсхафен) и третья в Барселоне, небольшая. Они все не очень большие, то есть это объединение в основном каких-то мероприятий и моих работ. Но всё равно это уровень. Для вот этих выставок я обычно готовлю какую-то новую серию, езжу с этой серией, которую последний раз создала в марте – это была последняя персональная выставка: там было 7 новых работ. С ними я продолжаю ездить. Сейчас я готовлю новую серию уже с другой тематикой, но в том же ключе. В этом плане мотивирует меня… не знаю… я могу идти по улице что-то увидеть…Могу посмотреть фильм и возникнет новая задумка…У меня есть друзья – пара – они оба татуированные модели, забитые полностью, с ног до головы. Меня вдохновляет, как они смотрятся вместе. Анализ их образа жизни, внешности и самореализации, и натолкнул меня на мысль, что надо сделать серию работ, посвященных этой субкультуре. Но в этот раз я хочу показать не секс, а именно любовь. Ну да, они фрики, но, возможно, любить они умеют гораздо сильнее, чем заурядные люди. Мне удивительно повезло, потому что я отношусь к своему ремеслу, как к обычной работе, не строю из себя супер талантливого художника, не витаю в облаках, ожидая вдохновения… Я просто каждый день работаю, и чем больше работаю — тем больше идей появляется в моей голове, тем крупнее проекты я могу сделать, тем быстрее работают все шестеренки) И так вот каждый раз, что-то где-то новое: когда-то я летала в Доминикану, там все эти черные женщины, мужчины, все в мускулах. Совершенно другое тело – ты его видишь, чувствуешь совершенно по-другому – тоже у меня там родилась идея, то о чём я говорила – сделать что-то растительным орнаментом, с фруктами, потому что всё это свежо, и на фоне еще если (добавить) тёмное тело: зелёные, красные, ярко фиолетовые фрукты, вот это всё сок. Оно приходит просто: анализируешь что-то, идешь по улице, и оно получается. Специально я ничего не выдумываю.

Ты сказала, что у тебя были выставки в Европе и в Москве – есть ли разница в восприятии?

Да, есть огромная разница, конечно. Это либо всё – либо ничего, потому что здесь, в Москве достаточно резко реагируют, а там в Европе говорят, что мои работы слишком сентиментальные. Я где-то посередине: для русских людей – все мне говорят, что я рисую «порнушку», хотя это совершенно не так, я рисую эротику. У меня нет ни груди открытой, ни сосков, ни половых органов – ничего. Я просто передаю эмоции через жесты. В основном у меня руки, ноги, какие-то сплетения. Ничего «такого» у меня нет. А вот для Европы… Они говорят: «Можно было бы и показать!». А в Москве говорят: «Я б такое домой повесил, но у меня дети)».

Кто твои клиенты?

Разные, поскольку у меня есть аудитория молодых людей, которые ничего не заказывают, но им очень нравится, грубо говоря, – поклонники. А есть аудитория заказчиков с деньгами. Хотя я не очень дорого продаю свои работы. Для меня всегда было правилом: лучше я продам больше работ, чем я буду сидеть, за 5000 евро поставлю работу и через 20 лет, возможно, что продам. А скорее всего нет, потому что это заоблачные какие-то деньги. Я потихоньку повышаю, не резко. Клиенты, получается, что часто реагируют как на эту эротическую тему, а потом спрашивают: «А могли бы вы что-то сделать на заказ, портрет в такой технике, например?». И, естественно, я это делаю. Кто-то заказывает себе какие-то сумасшедшие идеи, потому что есть извращенцы, и в основном, все люди с деньгами, они, конечно, извращенцы, к сожалению. Мне кажется, большие деньги нарушают психику человека. Плюс я сотрудничаю с некоторыми московскими клубами, у нас «партнёрская программа»: это Ангелов бар – там представлена уже вторая серия работ и АКТ – такой новый клуб в Москве (бывший клуб «Конструктор»). Там огромные полотна… И еще несколько маленьких клубов, в которых экспозиция постоянно обновляется. Очень много друзей из старой сферы деятельности (диджитал и рекламные агентства, школа диджеинга, просто студии звукозаписи и офисы), которые покупают для себя сразу несколько работ. Сейчас мои знакомые из Rocket Bank заказали 11 моих работ 100х100 см для стен нового офиса. Потихоньку Сандра Ковальски завоевывает Москву.

Люди часто ассоциируют тебя с твоими работами?

Даа! Это моя самая огромная проблема. Я устала людям отвечать, что «нет, если я рисую эротику, это не значит, что я так же легко отношусь к сексу». Я устаю отбиваться от деградированного мышления. Самый первый вопрос: «О, эротический художник! Ты, наверно, такая же горячая?». В принципе это нормальный вопрос, потому что если бы я не знала себя, не рисовала, была бы обычным человеком, то, возможно так же бы предполагала. И я могу объяснить в принципе, почему я это делаю. Потому что у каждого человека есть свои тайные желания, все мы отчасти извращенцы и иногда хотим чего-то нестандартного. Но, поскольку есть морали поведения, устои в жизни, которые ты не можешь нарушить, то мы это всё в себе очень сильно глубоко прячем и от этого страдаем. Моя задача, в первую очередь, была не продать, не делать на этом бабки, а вытащить из себя тайные желания, но не делать этого вживую, потому что от этого страдает психическое здоровье и твой авторитет. Желания возникают, но это не означает, что мы должны идти на поводу у них… А как же сила воли?))) Поэтому я попыталась переносить все свои желания в мои работы. И у меня получилось сделать из этого выход из проблемы, то есть для меня теперь нет проблемы заниматься сексом в миссионерской позе – меня всё устраивает, у меня нет другого желания, потому что я воплощаю в искусстве всё это. Я через это выражаюсь. Это как выход…сублимация… Допустим, когда мужчина хочет женщину, но не может её получить – он отжимается – делает физическое упражнение для того, чтобы перебороть это желание. На самом деле нам всегда нужны какие-то выходы, потому что психология – это то, о чём нужно в первую очередь думать. И я с этой точки зрения всегда и подходила.

Кто герои твоих картин?

Ты знаешь, иногда – я сама, потому что большую часть я позирую сама для себя. У меня нет каких-то определенных героев. Последняя серия была сделана об отношениях. Сейчас я не в отношениях – я свободна. Но это могут быть какие-то мои знакомые или незнакомые. Я не думаю, что это должны быть люди определенные – это некие абстрактные герои, наверно. Свободные от предрассудков, морали люди. Некий вымышленный мир. Почему нет?

Расскажи про планы.

Мне нужен меценат. Это не просто спонсор, как сейчас все привыкли. Человек, который ценит искусство, который бы помог. У меня сейчас явная проблема: я делаю очень много для того, чтобы зарабатывать, но не могу выйти на тот уровень, когда я сделаю 2-3 работы и буду чувствовать себя комфортно, потому что мне все время нужно думать о том, где, как заработать, что. И вот это мне мешает, потому что я знаю, сколько всего я могу создать, но мне нужна эта денежная платформа. У меня в планах абсолютно новаторская техника живописи, я ее практически продумала. Но мне необходима денежная платформа и возможно мастерская, потому что новая техника предполагает много физической и механической работы с большими форматами. Моя комната уже не выдерживает моих амбиций))) Кстати, было бы интересно отметить это в интервью, знаешь, мало ли кто вдруг 😉 Потому что периодически они появляются, но надо же за всё это что-то отдавать, а меценат – это как Медичи были – при них всегда были художники. Нужен человек, который ценит искусство по-настоящему. Но сейчас вот эта грань настолько стёрлась, что сложно… Вообще практически нет уже людей с правильным пониманием того, что правильно в жизни… А жаль.

Может, это связано с тематикой твоей работ?

Да, возможно… Но ты знаешь, у меня много знакомых художников, художниц, мы были на Cosmoscow и со многими разговаривали и в какой-то момент спрашивали: «А ты кто? А ты?» – знакомятся. И я говорю: «Да, да, Сандра Ковальски» и они: «Да это же твои ***енные работы?». Даже художники, галеристы – все хорошо отзываются. У меня есть несколько галерей в Москве, которые пытаются меня (привлечь) вот – выставляйся. Но я не хочу. И вот это тоже очень важный пункт, о котором я хотела поговорить: меня раздражает ситуация с галереями в России. Это настолько животрепещущая тема, потому что я съездила в Европу и познакомилась, просто вот так, знаешь, на улице с галеристами, у которых огромные галереи в Роттердаме, Амстердаме, в Кёльне. У этих людей правильный подход к живописи и художникам.  Что они предлагают? – Если им интересны твои работы, как художника, они тебе предлагают, пожалуйста, присылай работы или приезжай с работами. Всё просто: ты ставишь свою цену, мы добавляем там 20% и всё – мы тебя пиарим – это вот нормальный подход. Что делают московские галереи? Есть такая галерея, с которой я очень долго вела переговоры, и они чуть ли меня не сломали, потому что для меня как же не выставится – такая галерея и вроде как известная – что они мне предлагали? Во-первых, я должна была заключить контракт на целый год, в котором еще есть естественно куча подводных камней, но основное, что мне не понравилось, что я не имею права сама продавать что-то, делать какую-либо продукцию со своими работами, какие-то копии продавать, делать что-то новое в этом стиле. То есть я не имею права на год делать вообще что-либо. Второй пункт: они делают мне выставку на месяц, что было очень круто, потому что они никому не предлагают на месяц, и они мне сказали: «Знаешь, ну да, у тебя, конечно, там работы классные, НО нам нужно, чтобы ты…» и начинают диктовать мне список по пунктам, как я должна свои работы под что подстроить, то есть под их какое-то конкретное желание. Они говорят: «Возьми Фрейда, распиши каждое психологическое отклонение, на каждое это психологическое отклонение ты должна сделать работу… В этой работе у тебя обязательно должны присутствовать три символа…». Короче, начинают строить работу по (определенному) принципу. Но если взять обычных людей, кому интересно рассматривать картину по Фрейду? Ну мы и так все знаем по Фрейду эти банальные штуки и это никого уже не трогает. Гораздо интереснее было бы сделать как-то по-другому, но для них (это) было очень важно. Они идут по пути вранья: каждому художнику они должны придумать историю: ты не можешь просто создавать – ты должен придумать такую историю, чтобы на это клюнули. Да, согласна – в одной степени, это правильно. Но люди чувствуют враньё: мы можем вот так вот ходить и перед другими людьми делать вид, что мы смотрим на красную кляксу на огромном холсте и это нам говорит о мм… мифологии Греции и так далее. Но это же всё вранье – каждый человек внутри себя всегда знает, где враньё, а где правда. И я отказалась, потому что я не люблю врать. Я не могу врать. Я не вижу смысла. В жизни в принципе и так много вранья: мы все лицемерим, лжём постоянно – зачем еще и в работах это делать? И у меня с ними не сложилось, хотя они очень хотели, и я абсолютно не жалею, потому что давать им информационный повод для того, чтобы на мне сделать для галереи рекламу – да на хрен надо мне это, серьёзно! И в общем, для меня эта тема довольно неприятная. Понятно, что в Москве все делают бабки – я тоже делаю бабки – без этого никуда. Но есть разные пути: делать деньги на чем-то правдивом и настоящем или на вранье. Мой выбор очевиден)

А что для тебя является успехом (в контексте денежного заработка, признания, славы)?

А что такое успех? Что ты в это вкладываешь? Не знаю… Наверно, то, что меня беспокоит – мне постоянно приходится думать о том, как заработать деньги, наверно, успехом для меня будет не то, когда меня признают, потому что все мы знаем, что художников признают после смерти – это определенная система. Либо у тебя должен быть тот же спонсор и меценат и тебя будут пиарить и раскручивать… Для меня успех будет, если я выйду на такой уровень, что я смогу 2-3 работы в месяц сделать, действительно сидеть над ними долго и кропотливо и не делать дополнительно ничего для заработка – наверно, вот это для меня успех. Успех, если я выстрою определенную схему в голове и все мои действия будут направлены на то, чтобы претворить эту схему в жизнь.

Сколько у тебя в среднем уходит на работу по заказу?

По-разному: я могу, бывает, сутки писать просто, потому что у меня завтра висит еще один заказ. У меня, допустим, сейчас в работе 7 заказов – 7 холстов и около 5 иллюстраций.

Согласна ли ты с тем, что современная культура довольно сильно сексуализирована или тебе наоборот кажется, что нужно больше говорить о сексе, делать эротические заявления?

Хороший вопрос. Я считаю, что сейчас ситуация у нас в плачевном состоянии, потому что люди перестали понимать различие между сексом как любовью между парой и как инструментом для достижения целей. Я не говорю про проституцию – она была всегда. Я говорю о том, что сейчас творится: мужчины не хотят обременять себя отношениями, они не хотят зарабатывать и не хотят делиться с женщинами, как это должно быть. Я, в свою очередь, понимаю мужчин, почему они не хотят этого делать: потому что женщины перестали понимать, что должна делать настоящая женщина в отношениях: заботиться о мужчине, слушаться его, быть верной, красивой и не выставлять свою жопу и сиськи в Инстаграм. Я абсолютно против этого, несмотря на то, что я могу сделать откровенный снимок. Но любая моя фотосессия имеет определенный замысел, потому что я поддерживаю имидж. У меня нет пиар-менеджера или продюсера, я свою карьеру делаю сама и поддерживаю интерес людей, следящих за моим творчеством. Однако меня посещают все чаще мысли об уходе от эротической темы к воплощению любви в своих картинах. За 3 года работы в эротической тематике я поднялась, меня теперь знают, и я сейчас уже могу постепенно делать акцент в другую сторону: в ту, в которую бы я хотела, потому что то, что я делала – это было неким испытанием — и всё получилось даже лучше, чем я планировала. То чего хотела – я всего достигла. Но ситуация в современном обществе ужасная и, как раз, именно поэтому я хочу уйти в правильное восприятие, ведь у меня в голове правильные мысли. Если раньше моя цель была людей растормошить и вытянуть из них какие-то скрытые желания, то сейчас у меня цель женщин ткнуть носом в то, куда надо идти, потому что все женщины несчастны. И мы сейчас, кстати, снимаем документальный фильм об этом: о том, что творится между мужчиной и женщиной сейчас – о том, как мы воспринимаем это все, с какими разочарованиями мы сталкиваемся, и вообще, какие проблемы… Вот мне 30, какие есть у меня проблемы? В итоге мы пришли к тому, что мне 30, а моей сестре 21 и у нас абсолютно одинаковые проблемы, а моей маме 50 – и у нас тоже абсолютно одинаковые проблемы, потому что в принципе мужчины и женщины – это не то что разные люди – это как человек и марсианин.

Как в книге «Мужчины с Марса, женщины с Венеры»?

Вот знаешь, я бы всё-таки не согласилась, потому что Венера и Марс – это те планеты, которые мы не знаем, а я бы сказала, что мужчина, ну или кто-то один с Земли (я бы сказала, что женщина с Земли, потому что я про себя больше знаю, чем про мужчин), а мужчины вообще с какой-то другой планеты, потому что мы о них вообще ничего не знаем. Мы пытаемся строить вид, что знаем Вас, но ни хера не знаем – мы не можем ничего объяснить и в этом глобальная ошибка: наша бы задача жить в каком-нибудь дружеском желании узнать друг друга, а сплошь и рядом война, даже с первого слова ты с человеком знакомишься и уже человек в оборонительной позиции – и это отвратительно и грустно.

 

Значит, когда-нибудь всё должно наладиться – искусство всё-таки для того и существует отчасти…

Знаешь, когда у тебя какая-то проблема внутри, то тебе хочется отвлечься – вот мне кажется, искусство – это очень крутой способ отвлечься, но он всё равно не приведет тебя к решению проблемы. Я просто увлекаюсь психологией и для меня это очень важно: я всегда пытаюсь разбирать, что происходит у меня, как это происходит, зачем я это делаю и я думаю всегда только о себе: не он такой плохой – меня обидел, она не так посмотрела – нет. Я думаю о том, что я сделала не так, почему попала в ту или иную ситуацию. Именно такой способ помогает мне в жизни.

Давай вернёмся к документальному проекту, о котором ты рассказала, поделись подробностями.

Не могу говорить пока имён, но у нас задача какая: хочется снять документальный фильм, он не будет долгим — наверно, минут 10 максимум, а может быть и 6. Нет цели использовать спецэффекты и прочее. Будет сниматься в квартире на абсолютно обычную камеру. Основная идея режиссёра заключается в том, чтобы взять 6 девушек, может быть 5, пока непонятно, примерно разных возрастов. Каждая девушка рассказывает о том, что происходит, но она не рассказывает в плане претензий, на что она обижена, а о том, что её тревожит: тревожит в отношениях между мужчиной и женщиной, потому что это единственная тема, которая нас всех очень сильно дергает. Всё это будет смонтировано, есть уже некие нарезки – есть и смешные, и грустные. Тема актуальная для всех сейчас очень. Думаю, что должно получиться хорошо. Фильм будет представлен на Берлинском кинофестивале.

Автор интервью:

Альбина Кудрякова