Сантьяго Калатрава: архитектор, воплотивший в реальность чудеса природы

Испанского архитектора Сантьяго Калатраву знает весь мир, его проекты являются одними из самых дорогих и необыкновенных, а его талант настолько многогранен, что выходит за грани профессии архитектора. Он проявляет себя в своих проектах одновременно как архитектор, инженер и скульптор. Большинство его проектов находятся на стыке архитектуры и инженерии, невозможного и реального. «Калатрава переводит на язык архитектуры чудеса природы» — написал о гениальном испанце критик журнала New Yorker.

Сантьяго Калатрава Вальс родился в солнечной Испании 28 июля 1951 года. С детства будущий архитектор проявлял художественный талант. В детстве посещал художественную школу, изучал основы живописи. В 13 лет родители будущего архитектора отправили его в Париж, чтобы тот смог соприкоснутся с архитектурным наследием этого города. В 1973 году Калатрава заканчивает архитектурный факультет Политехнического университета Валенсии. Темой дипломной работы он выбрал проблему застройки города. Не желая останавливаться на достигнутом, молодой архитектор уезжает в Цюрих (Швейцария), где учится, участвует в конкурсах, а затем работает в собственной студии-мастерской.

Калатрава является признанным лидером направления «био-тек» –соединения ультрасовременных технологий и природных форм. Здания в стиле «био-тек» заимствуют формы из живой и неживой природы. Био-тек, или иначе бионика, на практике появился относительно недавно, лет 20-30 назад. Пионерами этого направления были Норман Фостер, Фрай Отто, Николай Гримшоу и, конечно же, Сантьяго Калатрава.

Но элементы био-тека можно обнаружить в немецком архитектурном экспрессионизме 1920-х годов или в структурном экспрессионизме 1960-х годов. Тогда было отмечено, что прямое и внешнее копирование биологических форм ведет за собой формирование нефункциональных зон в здании. Уже в конце XX века ведущие современные архитекторы стали сочетать функционал и экономическое решение с биоморфными криволинейными и фрактальными формами, ведь это и есть главная задача био-тека.

Кстати говоря, в Советском Союзе в начале 1960-х гг. после симпозиума в Дайтоне (США), посвященном вопросам архитектурной бионики, были предприняты попытки создавать нечто похожее, но это не увенчалось успехом – очень многое оставалось в теории, для реализации проектов нужны были более продвинутые технологии. Примерами могут послужить известные постройки: ресторан «Бермет» в Бишкеке (раньше г. Фрунзе) и Останкинская телевизионная башня в Москве.

Кафе «Бермет», г. Бишкек (ранее г. Фрунзе), Киргизия. Фото 2000 г.

 

Арх.: Н.В, Никитин, Д.И. Бурдин, М.А. Шкуд. Останкинская башня, 1967, г. Москва. Фото 1960-е, строительство башни

Био-тек – стиль развивающийся, популярный и перспективный. Архитектура меняется вместе с нашим мировоззрением, на повестке стоят вопросы сохранения природы, человеческого будущего, забота об экологии; появляются новые науки, новые технологии. Это не просто очередной модный стиль, а уже совершенно другая парадигма, новая грамматика архитектуры, которая делает вызов языкам классицизма и модернизма. Благодаря таким архитекторам, как Калатрава, развивается новая философия, новая архитектура и новый язык.

***

 Для эстетики Калатравы характерно новаторское конструктивное решение, тонкие и изящные формы объекта и одновременное сохранение функционала, воплощенная в архитектурном объекте скульптурная пластика. Архитектор неоднократно повторял: «Архитектура – это скульптура, в которую можно зайти».

Проекты Калатравы чаще всего имеют асимметричные плавно перетекающие формы, похожие на коконы, крылья птиц и насекомых, рыбьи плавники, перья, яичную скорлупу и другие природные структуры. Он черпает вдохновение в природе; его работы напоминают живые организмы –  они целостны, органичны и подвижны. Все постройки Калатрава делает белыми, объясняя это тем, что белый является суммой множества цветов, он формируется из всех базовых цветов. «Я очень ему симпатизирую, хотя и строил здания, используя и другие цвета: бордово-красный, черный антрацит и естественный цвет материалов: например, алюминия и нержавеющей стали. Но белый цвет — как свет солнца» – говорит Калатрава.

Его постройки – гипнотические экзо-скелеты, будоражащие зрителя своим изяществом, филигранностью, выразительностью.

Только открыв свою студию, Калатрава стал создавать проекты, в основном это были мосты и вокзалы. Хотя раньше он даже не мог и представить, что добьется такого ошеломительного результата. Будучи подростком Калатрава мечтал стать художником, но во время подготовки к экзаменам ему попалась книга о постройках ле Корбюзье – мэтра функционализма. Это и определило будущее юного Калатравы.

Самой знаменитой постройкой раннего Калатравы является мост Аламильо в Севилье (Испания).

С. Калатрава. Мост Аламильо с ночной подсветкой. Севилья, Испания, 1992. Длина: 250 м, высота: 140 м.

Асимметричный мост пересекал реку Гвадалквивир и соединял с большой землей пустынный остров Ла Картуха, где в 1992 году проходила Всемирная выставка Экспо-92. Мост состоял всего из одной опоры, наклоненной под углом в 58°; ее уравновешивали 13 вант, натянутых словно струны. Внутри устремленного ввысь пилона располагались стальные лестницы, сужающиеся кверху, а под мостом находились отверстия в пролетах, которые пропускали солнечный свет. Кажущаяся неустойчивость и хрупкость моста стала ключом к успеху – приезжающая публика забывала, что собиралась посетить выставку и вместо этого любовалась на новую достопримечательность Севильи.

С. Калатрава. Мост Аламильо. Севилья, Испания, 1992. Длина: 250 м, высота: 140 м.

Калатрава обрел всемирную популярность после постройки телекоммуникационной башни Монжуик в Барселоне, приуроченной к Олимпийским играм 1992 года.

С Калатрава. Телекоммуникационная башня Монжуик. Барселона, Испания, 1992. Высота: 136 м.

Башня облицована белой мозаикой по технике «тренкадис», разработанной Антонио Гауди, и изображает атлета, держащего факел с Олимпийским Огнем. Тут Калатрава продемонстрировал свой неординарный взгляд на обычные конструкции – он «вывернул и закрутил» башню так, что с любой точки зрения она выглядит многолико.

С. Калатрава. Телекоммуникационная башня Монжуик. Ракурс снизу. Барселона, Испания, 1992. Высота: 136 м. Фото: ©lifeglobe.net.

Здание железнодорожного вокзала на ветке «Лион – аэропорт Сент-Экзюпери» – один из примеров использования объектов живой природы в качестве концептуальной основы проекта.

С. Калатрава. Здание железнодорожного вокзала на ветке «Лион-аэропорт Сент-Экзюпери». Вид с крыши. Лион, Франция, 1994.

В изящной конструкции из стали и бетона угадывается силуэт птицы с распростертыми крыльями. «Крылья», вес которых достигает 1300 тонн, закрывают основное здание вокзала. Стальная крыша состоит из четырех соединенных вместе скругленных сводов, образующих некий арочный хребет. Скульптурная V-образная бетонная опора поддерживает арки в их точке схода. Застекленные боковые экраны заполняют пространство между центральными арками зала платформы и двумя наружными стальными пролетами настила крыши, уравновешивая конструкцию. Интерьер вокзала Калатрава делает похожим на интерьер рядом расположенного готического собора Сен-Жан в Лионе – подчеркнуто вертикальным, со сводчатым перекрытием и неким подобием нервюр. Так была отдана дань традиции, осуществлена связь далекого прошлого и настоящего.

С. Калатрава. Интерьер железнодорожного вокзала на ветке «Лион-аэропорт Сент-Экзюпери». Лион, Франция, 1994. Фото: © Michael Burgstahler via flickr.com.

 

С. Калатрава. Здание железнодорожного вокзала на ветке «Лион-аэропорт Сент-Экзюпери». Вид с торца. Лион, Франция, 1994.

В 1991 году Калатрава представляет проект Города искусств и наук в Валенсии. Этот футуристический «город» ежегодно собирает миллионы посетителей, жаждущих изучать науку, технику, искусства и природу. Проект был задуман еще в 1989 году президентом Валенсии Жуаном Лерма, который мечтал построить огромный научный музей. Архитектура комплекса должна была быть уникальной и необыкновенной, поэтому реализацию проекта предоставили никому иному как Сантьяго Калатраве. Строительство запустили в 1994 году.

С. Калатрава. Город искусств и наук в Валенсии. Валенсия, Испания, 1996-2005. Фото: © papelpsiquico.com.

Этот уникальный архитектурный комплекс на осушенном дне реки Турия включает в себя шесть основных сооружений, каждое из которых по-своему прекрасно и имеет свои особенности. Полусферический кинотеатр и планетарий «Hemisferic» представляет собой огромную комнату с экраном в 900 кв. метров! Облицованный стеклом полусферический объем будто утопает в окружающем его бассейне.

С. Калатрава. Павильон «Hemisferic» ночью, город Искусств и Наук в Валенсии. Валенсия, Испания, 1998. Фото: © Diego Delso.

Оранжерея и галерея «Umbracle» является своеобразным музеем биологии – здесь часто проходят выставки тропических растений, а также выставки современной скульптуры и живописи. Конструкция «Umbracle» полностью открыта – крыша представляет собой ажурные дуги-арки.

С. Калатрава. Павильон «Umbracle», город Искусств и Наук в Валенсии. Валенсия, Испания, 2000. Фото: © hdwallpapers.li.

Музея науки Принца Фелипе, который представляет собой большой интерактивный научный центр, стал самым посещаемым местом в стране. Основная цель – поощрять детское любопытство и критическое мышление. Посетителей встречает лозунг: «Запрещено не трогать, не чувствовать, не думать!».

С. Калатрава. Музей науки Принца Фелипе, город Искусств и Наук в Валенсии. Валенсия, Испания, 2000. Фото: © ilovevalencia.ru.

«Oceanografico» – самый большой в Европе аквариум представляет собой 12 построек разнообразных форм – здание со скругленными белыми «лепестками», огромный айсберговидный павильон, шар из стального каркаса, дугообразный дельфинарий и прочее.

С. Калатрава. Павильон «Oceanografico» город Искусств и Наук в Валенсии. Валенсия, Испания, 2003.

В комплекс также входит дворец искусств Королевы Софии, построенный в форме белоснежного дельфина, ныряющего в воду и универсальное пространство «Агора», похожее на рыбий спинной плавник; там проходят матчи, концерты, конгрессы.

С. Калатрава. Дворец искусств Королевы Софии, город Искусств и Наук в Валенсии. Валенсия, Испания, 2005.

С. Калатрава. Павильон «Агора», город Искусств и Наук в Валенсии. Валенсия, Испания, 2005. Фото: © weatlas.com.

Одним из первых «заокеанских» проектов Сантьяго Калатравы стала реконструкция Музея искусств Милуоки (штат Висконсин, США). Павильон «Квадраччи» по проекту Калатравы сочетает в себе самые новейшие технологии и инженерные традиции современности. Созданное из белого бетона и стали футуристическое сооружение, напоминающее корабль, сразу же приобрело популярность и международное признание.

С. Калатрава. Павильон Квадриччи Музея искусств Милуоки. Милуоки, Висконсин, США, 2001.

Вестибюль павильона представляет собой стеклянную параболлическую конструкцию высотой 27 метров, на опорном контуре которой установлена кинетическая солнцезащитная структура – бриз-солей – в форме крыльев с размахом в 66 метров. Раскрываясь в солнечную погоду и закрываясь в непогоду, эти «крылья» регулируют температурный режим и естественное освещение в здании. Эффектно трактованная система «бриз-солей» несет не только эстетическую функцию, но и утилитарную – этого добивался архитектор.

С. Калатрава. Павильон Квадриччи Музея искусств Милуоки. Система «бриз-солей». Милуоки, Висконсин, США, 2001.

Оперный театр в Санта-Крус – Аудиторио-де-Тенерифе им. Адана Мартина, построенный Калатравой, является настоящим символом столицы Тенерифе и Канарских островов. Здесь испанский архитектор демонстрирует игру объемов и линий, форм и фактур.

С. Калатрава. Оперный театр Аудиторио-де-Тенерифе им. Адана Мартина. Санта-Крус, Тенерифе, Канарские о-ва, 2003.

Бетонное здание характеризуется впечатляющим и эффектным размахом крыши. Крыша, словно огромная волна, поднимается с основания архитектурного объема, взлетает на высоту 58 метров и, изгибаясь вниз, сужается. Благодаря этой «волне» театр является лучшим в Европе по акустике.  Вход в здание находится под изогнутой бетонной аркой.  Выпирающие клинья основного объема удалены от центра на 15°, образуя при этом ярко выраженный гребень. Это было сделано в первую очередь для отличной акустики, а потом уже для эстетики. Все здание оснащено подсветкой, которая в вечерние и ночные часы придает постройке наибольшую эффектность и театральность.

С. Калатрава. Оперный театр Аудиторио-де-Тенерифе им. Адана Мартина. Санта-Крус, Тенерифе, Канарские о-ва, 2003.

Калатрава продолжает работать по сей день, создавая впечатляющие проекты. В своих последних работах можно заметить, что архитектор стал более смелым, нежели в ранних постройках; сейчас он создает на первый взгляд совсем невозможные и ирреальные здания.

В 2015 году он спроектировал Музей завтрашнего дня в Рио-де-Жанейро.

С. Калатрава. Музей завтрашнего дня. Рио-де-Жанейро, Бразилия, 2015.

Музей и прилежащие сады Порто Маравилья являлись крупным урбанистическим проектом, подготовленным городом для Олимпийских игр 2016 года. Калатрава говорил, что этот проект совершенно иного профиля и рознится с нашими представлениями о музее. Музей завтрашнего дня будет ориентирован на проблемы экологии, изучать вопросы, связанные с окружающей средой и нашей жизнью. Здание музея низкое и длинное, напоминает нечто из растительного и животного миров – прожилки листьев, их структуру, туловища насекомых, легкое птичье перышко, упавшее на водную гладь. На нижнем уровне расположены административные помещения, магазин, ресторан, лобби, зал, архивы. Консольная крыша с большими мобильными крыльями и структурным фасадов распростерлась в длину пирса, на котором стоит здание. Этим самым здание визуально вытягивается, его ширина минимизируется.  Бассейны, окружающие музей, дарят иллюзию полета постройки.

С. Калатрава. Музей завтрашнего дня. Рио-де-Жанейро, Бразилия, 2015.

 

С. Калатрава. Музей завтрашнего дня. Рио-де-Жанейро, Бразилия, 2015.

Среди новых реализованных проектов Калатравы особенно хочется отметить Транспортно-пересадочный узел во Всемирном торговом центре в Нью-Йорке, который открылся совсем недавно. Окулус – так называется проект – соединяет 11 линий метрополитена, станцию пригородного железнодорожного сообщения и паромную переправу. Станция стала самой дорогой в мире – 5,2 млрд. $! В 2004 году архитектор представил этот проект для Нижнего Манхэттена, недалеко от Башен-Близнецов, взорванных в результате террористического акта 11 сентября 2001 года. Огромный Окулус стал своеобразным монументом в память жертвам теракта. Проект представляет собой свободно стоящую конструкцию, напоминающую изогнутый хребет с ребрами, расправленными в разные стороны. Постройка, состоящая из стальных ребер и стекла, сделана в виде большого эллипса. Остекление между ребрами позволяет солнечному свету проникать внутрь пространства с двумя уровнями магазинов.

С. Калатрава. Транспортно-пересадочный узел в ВТЦ. Нью-Йорк, США, 2015.

Сочетание естественного света, кристально белого цвета и скульптурных форм придают образу постройки изящество и благородство. Создав этот проект, Калатрава подарил Нью-Йорку потрясающий памятник современного искусства.

С. Калатрава. Транспортно-пересадочный узел. Визуализация проекта, 2004. Нью-Йорк, США, 2015.

Калатраву можно по праву назвать человеком мира: он свободно знает шесть языков, реализация его проектов происходит по всему миру, он всегда в разъездах. Перед созданием какого-либо проекта Калатрава предпочитает приезжать на будущее место своей постройки, пропитаться энергетикой и атмосферой этого места. «Необходимо понаблюдать за этим местом, посидеть или даже поспать — все это позволяет месту слиться с человеком, а человеку — осознать все его особенности: что находится рядом, а что вдалеке, что означает это место, какой его окружает пейзаж, как выглядят горы на горизонте или берег реки. Это называется genius loci — гений места» — говорит Калатрава в одном из интервью.

Штаб-квартира Калатравы расположена в роскошном трехэтажном офисе на Пятой авеню в Нью-Йорке. Отсюда он каждый день проводит видеоконференции с отделениями в Валенсии и Цюрихе. На верхнем этаже – личная студия мастера. Сюда не рискует заходить даже его главный юрист и по совместительству жена Робертина. «В студии нет никаких средств связи с внешним миром. Мне каждый день необходимо хотя бы на час выпадать из реальности. И рисовать. Иногда новые проекты, иногда просто бессмысленные узоры» – откровенно говорит архитектор.

В свободное от работы время он пишет картины, занимается керамикой и скульптурой – в 2005 году в музее Метрополитен прошла его выставка абстрактной скульптуры.

Сантьяго Калатрава представил на суд публики разных стран и континентов многочисленные свидетельства своего неповторимого таланта, который отметили 12 ведущих университетов Европы и Америки, присвоившие испанскому архитектору почетное звание доктора Honoris causa (прим.автора: присвоения докторской степени без защиты диссертации, дается за большие заслуги в гуманитарных сферах).

Но Калатрава скромно уходит в тень, не тратя время на всякие выступления по телевизору, и очень много работает, даря миру свои потрясающие и удивительные постройки. «Я не рвусь в высшую лигу архитекторов и терпеть не могу названия вроде “мост Калатравы”. Я хочу строить так, чтобы оставались только здания. Никто, кроме историков, не помнит имен Анфимия из Тралл и Исидора Милетского, строителей Софии Константинопольской (Стамбул). Они, кстати, были не архитекторами, а математиками. И когда попадаешь в этот собор, кажется, никаких имен у них и быть не могло, потому что не может это идеальное пространство быть делом рук человеческих. Поэтому лучше все же вернуться к тому, чему меня учили в Валенсии. Архитектор – не шоумен в погоне за сенсацией. Он тот же рабочий. Матисс писал картины каждый день и считал себя ремесленником от живописи. Вот и я бы хотел так же заниматься архитектурой. С восьми утра до восьми вечера. Каждый день». 

 

Текст: Анастасия Бойе