Русский авангард в Еврейском музее

Рецензия на выставку «До востребования. Часть II» в Еврейском музее и центре толерантности

30 марта состоялся вернисаж долгожданной выставки «До востребования. Часть II», где были представлены забытые произведения русского авангарда. Организаторам выставки, кураторам Андрею Сарабьянову и Марии Насимовой, удалось представить публике картины известных и малоизвестных живописцев из региональных музеев. Работы приехали в Еврейский музей из разных городов нашей страны – Астрахани, Екатеринбурга, Иванова, Костромы, Кирова, Ярославля, Нижнего Тагила, Саратова, Краснодара, Самары, Омска, Тулы, Смоленска и других.

Выставка «До востребования. Часть II»
Фото: ©Анастасия Бойе

Выставка является логическим продолжением экспозиции «До востребования. Часть I», проходившая в музее весной прошлого года. Тогда для выставки были отобраны полотна именитых авангардистов, признанных классиков – Малевича, Кандинского, Гончаровой, Розановой, Шагала, Поповой и др.

В этом году кураторы представили широкой публике 110 забытых произведений знаменитых и малоизвестных художников – Василия Кандинского, Эля Лисицкого, Михаила Матюшина, Варвары Степановой, Любови Поповой, братьев Стенбергов, Александра Родченко, Эля Лисицкого, Павла Филонова, Александра Лабаса, Роберта Фалька, Петра Кончаловского, Михаила Менькова, Якова Паина, Романа Семашкевича, Людмилы Шмит-Рыжовой, Валентина Юстицкого.

В основу проекта легли материалы исследования Андрея Сарабьянова – трёхтомной «Энциклопедии русского авангарда». На выставке собраны произведения, которые создавались в период с 1917-го до начала 1930-х годов. В это время в русском авангарде происходила эволюция стилей, активная смена художественных направлений, которые возникли в 1910-е годы — сезаннизм, кубофутуризм, конструктивизм, супрематизм, примитивизм, пуризм, а также экспрессионизм и сюрреализм. В те годы появилось целое поколение молодых художников, выпускников Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС), учившиеся у знаменитых авангардистов – представителей «Бубнового валета». В эти времена сформировались школы Казимира Малевича в Витебске, Михаила Матюшина в Ленинграде, конструктивистская школа под крылом Александра Родченко.

Выставка «До востребования. Часть II»
Фото: © Анастасия Бойе

Из особенностей выставки хочется отметить необычную «шпалерную» развеску, которая была на прошлогодней выставке. Такой принцип развески хоть и привнес оригинальности, но явился большим минусом, как и приглушенное освещение. Из-за таких существенных минусов выставка «работает» не как ей должно. Здесь оно – пространство для увеселения, где картины являются лишь частью интерьера. Картины, висящие сверху очень трудно рассматривать, во-первых, из-за высокого расположения, а во-вторых, из-за света, который отражают поверхности полотен. Да, рядом есть большие планшеты, где указана полная информация о направлениях, художниках и картинах, но на выставку приходят, чтоб познакомится с живописью, оценить мастерство художников. Это, к сожалению, удается сделать только с картинами, висящими на уровне человеческого роста (160-190 см.).

Несмотря на некоторые недовольства, становится вполне очевидной общая концепция выставки, которая является совершенно гениальной. Нас, зрителей, приглашают окунутся в атмосферу эпохи авангарда первой половины XX века. Мы ощущаем себя в настоящем храме искусства, «храме авангарда». Отсылки к выставкам «0,10» и «Трамвай В», приглушенное, даже интимное освещение, добавляющее немного драматичности и мистики в экспозицию, камерность пространства – все это придает выставке эффектность и большой интерес со стороны публики. Также, интересным приемом был полный отказ от экспликаций. Рядом с картинами висел номер, информацию можно было найти в небольшом путеводителе или на одном из семи планшетов.

Выставка «До востребования. Часть II», раздел «пуризм»
Фото: ©  Анастасия Бойе

На стенах квадратного помещения представлено несколько художественных направлений, развивавшиеся в те времена: конструктивизм, школы Малевича и Матюшина, примитивизм, сюрреализм, экспрессионизм, поздние сезаннизм и кубофутуризм. Если с конструктивизмом и кубофутуризмом все понятно, то раздел «примитивизм-экспрессионизм-сюрреализм» вводит нас в некий ступор.

Это совершенно иная сторона советского искусства. Тут и реминисценции немецкой «новой вещественности», и экспрессионизма Хаима Сутина, Франца Марка, Августа Маке… В этой части выставки мы не найдем почти ни одного знаменитого имени, кроме Удальцовой, Лабаса, Филонова, Пименова. Тут наглядно демонстрируется, как традиции западного искусства проникали в наши советские, как происходила стилевая перекличка. Искушенный зритель, увидев картину К. Чеботарева «Тревожно» (1933), воскликнет: «Да это же Отто Дикс!». Перекличка советского реализма с немецкой «новой вещественностью» видна и в картине С. Никритина «Пролет 17, станок 52».  А каким удивительным сюрпризом будет для зрителя Юрий Пименов – создатель «Новой Москвы» – иной, сюрреалистический Пименов с полотном «Италия»! Работа Р. Барто «Дагестан. Внутренний дворик» заставит вспомнить нас метафизическую живопись де Кирико, а «Герань» В. Лебедева – стилистику Кристиана Шада. Напрашивается общий вывод: русский авангард есть часть мирового авангарда, он развивался вместе с ним, а не в «тепличных» условиях. Авангардистов, западных и русских, волновали одни и те же вопросы и проблемы.

Выставка показала всё художественное разнообразие послереволюционного авангарда. Благодаря долгим изысканиям Андрея Сарабьянова, который в течение многих лет путешествовать по всей стране в поисках этих сокровищ, зритель теперь сможет увидеть произведения авангарда, которые ждали своего момента, ждали до востребования.

Работы русских авангардистов можно будет увидеть в Еврейском музее и центре толерантности до 28 мая 2017 года.

Когда: 30 марта – 28 мая 2017 года.

Во сколько: Вт-Чт: 12:00 — 22:00, Пт: 10:00 – 15:00, Сб: выходной

Где: Еврейский музей и центр толерантности, ул. Образцова, д.11, стр.1.

Цена билетов: обычный – 300 руб., льготный – 150 руб.

К.К. Чеботарев «Тревожно», 1933. Чувашский государственный художественный музей

 

С.Б. Никритин «Пролет 17, станок 52», 1930. Нижегородский государственный художественный музей.

 

Ю.И. Пименов «Италия. Из цикла «Запад», 1929-1932. Архангельский областной музей изобразительных искусств

 

Р.Н. Барто «Дагестан. Внутренний двор», 1932. Чувашский государственный художественный музей

 

В. В. Лебедев «Герань», 1919. Ярославский художественный музей

 

Н.Н. Голощапов «Пейзаж», 1910-е. Екатеринбургский музей изобразительных искусств

 

В.М. Юстицкий «Молочница», 1923. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева

 

Текст: Анастасия Бойе